Ошибки, возникающие в оценке нормы отдачи в образовании, определяются с помощью стандартных методов. Лесли и Бригман в конце 80-х годов получили следующие результаты – расходы на получение высшего образования окупаются и приносят от 5 до 15% годовых (доходность от других видов капитальных вложений), при этом коэффициент окупаемости частных вложений в обучение для получения степени бакалавра составляют 11,8¸13,4%, для одногодичного последипломного уровня – 8%, для магистра 7,2%, для доктора философии – 6,6%.
Недостатки теории инвестирования в человеческий капитал:
· Нельзя приписывать всю разницу в заработной плате только факту образования (если ориентироваться только на него, то возникает погрешность, так как индивид приобретает образование и в своей работе)
· Многие исследователи не принимают во внимание разницу в выплатах и пособиях, не включаемых в основную заработную плату.
· Помимо денежной доходности от инвестиций в образование существует и неденежные выгоды.
Эмпирическая зависимость между образованием и заработком
Обозначим через Xo заработок человека, который не имеет образование. Тогда рост его заработной платы в зависимости от образования можно обозначить как:
Yo = Xo + rCn,
где rCn – рост заработной платы, зависящий от инвестиций в человеческий капитал.
Минцер с помощью эконометрии показал зависимость заработной платы от каждого последующего уровня образования.
Анализ эмпирических данных, выполненный зарубежными исследователями позволил выделить следующие зависимости (профили) между образованием и заработком:
§ Средний заработок, занятых полный трудовой день растут одновременно с уровнем образования
§ Наиболее быстрый рост заработков обычно происходит в течение первых 10 лет работы, при этом профили имеют выпуклую форму как для мужчин, так и для женщин.
§ Кривая зависимости заработка от возраста расходится веером и сильнее при этом расходится у образованных индивидов, нежели чем у необразованных.
§ Для мужчин зависимость заработка от возраста более выпуклая и сильнее расходится с аналогичными кривыми для женщин.
На практике существует ряд свидетельств, что вид зависимости дохода от возраста не в полной мере объясняется более высокой производительностью опытных рабочих. Почему?
1. Увеличивают уровень дохода работников для того, чтобы их сохранить
2. Многие работники уверены, что по справедливости их доходы с возрастом должны увеличиваться.
Теория Скрнинга. Модель Спенса.
С точки зрения теории Скрининга образование рассматривается как способ выявления и оценки способностей (сортировки). Сторонники этой теории утверждают , что сам процесс обучения не увеличивает продуктивности работника, а лишь помогает обнаруживать, кто из них является более продуктивным. В соответствии с гипотезой о «сигнализировании», образование сигнализирует потенциальному работодателю, что претендент формально соответствует требованиям фирмы.
В 20 веке работодатели продолжают уделять большое внимание образовательному критерию при найме на работу и оплате труда. Предприниматели, нанимая на работу никогда не могут быть полностью уверены в способностях индивида, они видят только его характеристики, которые влияют на производительность труда. Рыночные сигналы – это способ повышения информирования нанимателя.
Модель рынка труда Спенса
Пусть на фирму, работающую в условиях рынка совершенной конкуренции, приходят два типа работников, которые трудятся с разной интенсивностью:
§ Способные работники
§ Неспособные работники
Продуктивность НР и СР пусть характеризуются следующим образом:
MPНР = aНР = wНР
MPСР = aСР = wСР
При этом aНР < aСР. Средняя заработная плата на рынке труда составляет тогда:
,
где b – доля способных работников.
С другой стороны НР затрачивают больше усилий, чем СР, то есть сНР > сСР.
Утверждение:
Использование образовательного сигнала выгодно для работников, если издержки на получение образования и продуктивность имеют обратную связь.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.