Второй тип обучения – специализированное обучение на рабочем месте. Работник в этом случае приобретает специфический человеческий капитал, который может быть востребован только одной фирмой (исходим из того, что у каждой фирмы своя специфика).
В этом случае риск для работодателя, что работник уйдет отсутствует, поэтому наниматель готов сам частично нести расходы на обучение.
w1, MRPL p w1 =MRP^L w*1=MRP*L wo Z 1 2 t |
Половину издержек на обучение – Z берет на себя работодатель.
Первоначальная заработная плата wo меньше рыночного уровня w*, поскольку работодатель частично оплачивает обучение, после которого заработная плата работника возрастает до уровня w1.
p – доход нанимателя от каждого обученного работника.
Для специализированного обучения должны выполняться условия: wo = MRP*L – qZ, w* < w1 < MRP^L, 0 < q < 1 – показывает, какую часть издержек берет на себя работодатель. По итогам обучения растет заработная плата работника, но и работодатель начнет компенсировать свои расходы. Для нанимателя важно, чтобы период обучения длился как можно дольше.
Оценка вложений в человеческий капитал со стороны общества
Альтернативные издержки – издержки возникающие из-за того, что человек не работал, а учился.
Общество Индивид Выгоды прямые доходы в производстве заработная плата + неденежные выгоды + неденежные выгоды + положительные экстерналии
прямые издержки на обучение Издержки производственные потери + альтернативные издержки + издержки на образование + моральные издержки - грант на обучение |
За счет налогообложения заработной платы государство компенсирует затраты на образование.
Рост заработной платы квалифицированных работников для общества отражается в увеличении выгод.
w* - заработная плата до вычета налогов, t – средняя ставка налогообложения, w = w*(1-t) – чистая заработная плата после вычета налогов.
Индивид будет осуществлять инвестирование в образование до тех пор, пока будет выполняться следующее соотношение:
,
где t(s), t(m) – ставки налогов для более высокого и более низкого уровня образования t(s) > t(m).
k – прямые издержки в образовании индивида.
r – ставка процента.
Государство в лице правительства содействует интересам общества и рассчитывает отдачу от образования общества. Его цель – обеспечить такой уровень образования, который создает наибольший чистый продукт для общества.
С позиции общества образование выгодно, если чистый прирост богатства больше издержек, то есть:
Для государства важны и другие последствия образования, которые можно назвать положительными экстерналиями. Примерами положительных экстерналий могут служить размещение производства вблизи научных центров. Роберт Лукас подсчитал, что эластичность выпуска в США по отношению к внешнему эффекту человеческого капитала составляет 0.4, то есть рост позитивного внешнего эффекта от человеческого капитала на 10% ведет к росту выпуска на 4%.
Пусть g – расходы на одного студента (прямые расходы правительства), тогда:
Игнорируя неденежные факторы, государство решает об инвестировании в образование исходя из следующего соотношения:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.