Замена технологического оборудования сборочного цеха машиностроительного предприятия, страница 13

Идея может возникнуть спонтанно или явиться результатом длительного процесса, может быть результатом коллективной экспертизы или индивидуаль­ного анализа. К методам интегрирования и формирования инновационной идеи можно отнести метод экспертных оценок, метод выявления мнения, метод ин­тервью, анкетирования и тому подобное. Отметим, что уже на этом этапе могут быть определены альтернативные варианты решения проблемы.

2. Маркетинговые исследования идеи проекта.

Целью маркетинговых исследований является уточнение целей проекта и его задач по отдельным пе­риодам. На данном этапе разработчики проекта:

-  устанавливают возможных потребителей целевого продукта проекта;

-  анализируют возможности и экономическую целесообразность замены старой продукции новыми видами;

-  изучают потенциальных поставщиков сырья и услуг для реализации проекта;

-  анализируют новые сферы использования конечного продукта проекта;

-  исследуют возможные экономические и социальные последствия реализации проекта.

3. Структуризация проекта.

 Формирование перечня проектных меро­приятий по достижению конечной цели проекта. Для составления такого пе­речня мероприятий конечные цели проекта структурируются, то есть разбива­ются на составные элементы и проводится работа по следующим этапам:

-  изучается возможность и целесообразность обеспечения целевых параметров за счет расширения объемов производства традиционной техники;

-  формулируются мероприятия по освоению в производстве результатов ранее законченных НИОКР;

-  при необходимости изучается возможность, и намечаются мероприя­тия по использованию опыта зарубежных стран на основе приобретенных ли­цензий оборудования.

Данный этап завершается подготовкой проектной документации, единый состав которой на данный момент не установлен и в каждом конкретном случае ее состав определяется в исходном задании.

Каждый раздел документации проекта должен содержать табличный и графический материал, должны быть приложены пояснительная записка и биз­нес-план с социально-экономическими и техническими обоснованиями.

4. Анализ риска и неопределенности проекта.

Данный этап необхо­дим в связи с тем, что выполнение проекта происходит в условиях риска неоп­ределенности, под которым понимают неполноту или неточность информации об условиях реализации проекта и о затратах и результатах.

Риск проекта – степень опасности для успешного осуществления проекта. Процесс проведения качественного анализа рисков должен включать:

-  описательный, инвентаризационный аспект определения конкретных видов риска данного проекта;

-  выявлять возможные причины их возникновения;

-  анализировать предполагаемые последствия их реализации и выдви­гать предложения по минимизации и компенсации выявленных рисков.

К возможным рискам проекта можно отнести технико-технологические риски, маркетинговые риски, финансово-экономические риски, юридические, экологические, строительные и др.

Основным результатом качественного анализа рисков является выявление конкретных рисков проекта и порождающих их причин.

Минимизировать риски может разделение риска между участниками про­екта, страхование проектных рисков, увеличение доли отчислений по непред­виденным обстоятельствам.

Необходимо отметить, что существует три основных метода учета рис­ков: метод экспертных оценок, метод аналогий, метод ставки процента с по­правкой на риск.

5. Выбор варианта реализации проекта.

Является заключительным этапом. На данном этапе реализуются сле­дующие задачи:

-  установление основных критериев, показателей эффективности инновационного проекта;

-  расчет показателей эффективности альтернативных вариантов проекта с учетом вероятности их реализации;

-  сравнение и выбор варианта инновационного проекта для реализации, которое могут проводиться несколькими экономическими методами.

2.2. Классификация методов оценки экономической эффективности
инновационных проектов