Теоретические основы судебной медицины. Судебно-медицинская экспертиза. Установление тяжести вреда здоровью. Повреждения физическими факторами. Судебно-медицинская танаталогия, страница 12

v  Сдавление между автомобилем и неподвижными предметами (стеной, забор и т.п.)

v  Сдавление между автомобилем и грунтом

v  Сдавление частями автомобиля (дверцей или рамой) и перевозимым грузом.

6.  Комбинированная травма

v  От столкновения движущегося автомобиля с человеком и последующий переезд колесом

v  Выпадение из автомобиля и последующий переезд колесом.

v  Травма водителя и пассажиров от действия внутренних частей салона и последующего выпадения, а возможно и переезд.

v  Сочетание других вариантов.

Экспертиза по транспортным травмам всегда очень сложна, прежде всего, из-за большого количества повреждений. Эксперт должен описать все повреждения и указать для какого вида транспортного повреждения они характерны. Часто возникает вопрос, кто находился за рулем.

Повреждения при автомобильной травме:

1)  Специфические – контактные, возникают в момент соударения части автомобиля с телом человека и отображающие форму, особенности поверхности, иногда и размеры частей и деталей автомобиля.

2)  Характерные - повреждения, наиболее часто возникающие в определенных фазах разных видах автомобильной травмы и обусловленные ее механизмами. (п) Бампер-перелом.

3)  Нехарактерные для автомобильной травмы повреждения – повреждения, которые не имеют характерных особенностей и присущи воздействию других тупых твердых предметов.

- Удар. Может быть о часть автомобиля, частями движущегося автомобиля, удар о покрытие дороги или другие предметы на дороге.

- Трение поверхности тела вследствие скольжения по автомобилю, по дороге или волочения.

- Сдавление тела между частями автомобиля или другими ТТП.

- Общее сотрясение организма.

Виды автомобильной травмы

1)  Столкновение движущегося автомобиля с человеком

Встречается чаще других – от 32 до 70 % всех травм со смертельным исходом.  Передней частью – фронтальным, боковой частью – тангенциальным, задней частью. Чаще всего травмируется боковая часть.

Фазы травмы и механизм образования повреждений:

1 – Соударение частей автомобиля с человеком. Повреждения от удара частями автомобиля и трения.

2 – Падение тела на автомобиль и повреждения от удара об него (может не быть).

3 – Отбрасывание и падение его на дорогу. Удар тела о покрытие дороги и предметы на ней.

4 – Повреждения от трения о покрытие дороги.

Наличие всех фаз зависит был ли удар выше или ниже центра тяжести. 

2)  Повреждение при переезде.

Переезд – перекатывание колеса или колес автомобиля через тела человека, находящегося в горизонтальном положении. 6 – 25 % случаев, чаще наблюдается переезд грузовым автомобилем.  Основные механизмы переезда – удар движущимся колесом, далее сдавливание тела между колесом и грунтом, далее трение о поверхность грунта или колеса. Направление движение колеса может быть поперечное, продольное и косое. В момент въезда колеса на тело вследствие вращения под него затягиваются сначала одежда, затем кожа. Возникает первичный щипок, который представляет собой широкую ссадину с отслойкой кожи от подлежащих тканей.

Фазы:

1 – Соударение вращающегося колеса с телом. Повреждения образуются от удара и трения колесом.

2 – Продвижение и перемещение тела колесом. В результате трения тела человека о дорогу образуются повреждения.

3 – Накатывание колеса на тело. Повреждение от давления тела между колесом и дорогой – самые тяжелые.

4 – Перекатывание колеса через тело. Аналогично – самые тяжелые. На коже может быть отпечаток протектора – как позитивный (если была грязь на протекторе), так и негативный (когда выпуклые части выдавливают на теле человека).

5 – Вторичное продвижение тела колесом по дороге. Трение об поверхность дороги

Винокуров говорил, специфический признак  - это буллезная инфезема. Ее полосы всегда перпендикулярны направлению перекатывания колеса. Печень всегда раздавливается на две части через позвоночник.

3)  Травма внутри автомобиля