Силы, действующие на автомобиль. Радиусы эластичного колеса. Коэффициент общего дорожного сопротивления. Коэффициент сцепления. Тяговая характеристика авто. Анализ конструкции и расчет главной передачи, страница 8

  т.к. при повороте на колесо действуют боковые реакции, то колеса будут катиться по некоторым углом к плоскости вращения. Вследствие наличия бокового увода переднего и заднего колес  будет направлена под некоторым углом к основанию автомобиля соответствующего также сместится на некоторый угол  к средней плоскости переднего колеса. Если бы колеса не обладали эластичностью и боковой увод отсутствовал, то переднее колесо  находилось  бы в плоскости своего вращения и мгновенный центр вращения находился  в некоторой точки О,  положение  которой  зависит не только от угла поворота, но и от скорости движения и радиуса его поворота. Радиус поворота определяется не отрезком АО, а перпендикуляром О’Д, это справедливо, если внутреннее колесо не пробуксовывает.

Вопрос 21: Виды поворачиваемости автомобиля. Поворачиваемостью называют свойство изменять направление движения без поворота управляемых колес. Есть 2 основные причины поворачиваемости: увод колес, вызываемый поперечной эластичностью шин и поперечный крен кузова, связанный с эластичностью подвески. Следовательно, различают шинную и креновую поворачиваемости автомобиля.  - нейтральная,  - недостаточная,  - избыточная. Где  - углы увода переднего и заднего мостов. При наличии увода автомобиль может двигаться криволинейно. Кривизна зависит от соотношения углов .  Если , то шинную поворачиваемость автомобиля называют нейтральной. Автомобиль имеющий нейтральную поворачиваемость под действием поперечной силы движется прямолинейно под углом  к прежнему направлению движения. Если , для эластичных шин управляемые колеса нужно повернуть на больший угол, чем жесткие шины. В этом случае шинную поворачиваемость называют недостаточной. Автомобиль с недостаточной шинной поворачиваемостью устойчиво сохраняет криволинейное направление движения. Если угол, для авто с эластичными шинами управляемые колеса нужно повернуть на угол меньший, чем при жестких шинах. В этом случае поворачиваемость автомобиля называют избыточной – авто может потерять устойчивость. Т.о. авто с недостаточной шинной поворачиваемостью больше устойчив, чем с избыточной. Креновая поворачиваемость авто тесно связана с шинной, т.к. увод колеса возникает не только    сил и моментов, но и при наклоне колеса к вертикали (развал). Если направление поперечной силы совпадает с направлением развала, то увод возрастает. У авто с независимой подвеской колес на поперечных рычагах крен кузова вызывает изменение развала. При двухрычажной подвеске колеса наклоняются в сторону крена кузова и направления поперечной силы, что увеличивает общий увод колеса, моста. При однорычажной подвеске колеса наклоняются в сторону, противоположную крену кузова и навстречу поперечной силе, в этом случае общий увод моста уменьшается. Для получения недостаточной поворачиваемости автомобиля необходимо, чтобы угол увода переднего моста был больше угла увода заднего моста. Поэтому у легковых автомобилей наиболее распространена передняя независимая подвеска на  рычагах, задняя зависимая. Никогда не применяют однорычажную подвеску для переднего моста и двухрычажную для заднего. Это приводит к резкому ухудшению управляемости.

Вопрос 22: Устойчивость по опрокидыванию и скольжению. Показатели устойчивости подразделяются на опрокидывание или скольжение. В зависимости от опрокидывания или скольжения различают продольную или поперечную устойчивость. Как в практике, так и в теории наибольшие вероятны потери поперечной устойчивости, которая происходит под действием центробежных сил поперечной составляющей силы тяжести, силы бокового ветра, а также в результате боковых ударов колес о неровности дорог, т.о. различают 4 показателя поперечной устойчивости.  -максимальная и критическая скорость движения по окружности соответствующая началу заноса. -максимальные и критические углы косогора, соответствующие началу поперечного скольжения и опрокидывания. Потеря устойчивости авто особенно опасно при большой скорости на повороте, когда движение авто близко к прямолинейному, следовательно, суммарная центробежная сила, действующая на авто при повороте , где  - сила, действующая на авто при криволинейном движении или во время поворота передних колес. -сила, действующая на авто оставшейся части, пропорциональна скорости авто и углу поворота.