Вопрос 27:
Расчет рулевого управления. Величины нагрузок на детали рулевого управления
находятся по двум расчетным режимам — максимальному моменту, приложенному к
управляемым колесам при повороте, и максимальной тормозной силе, действующей на
одно или оба колеса. Наряду с расчетом деталей рулевого управления на прочность
проводятся расчеты на жесткость и износ. Спицы рулевого колеса рассчитывают
на изгиб исходя из предположения, что усилие, прикладываемое к рулевому
колесу, распределяется между спицами поровну: , где
— усилие, прикладываемое водителем, равное
40кГ;
— расчетная длина спицы;
— число спиц;
- момент сопротивления изгибу сечения
спицы. Вал рулевого колеса работает на кручение:
, где
— радиус рулевого колеса;
—момент сопротивления вала кручению. Для
трубчатого вала
, где
—
наружный диаметр вала;
— внутренний диаметр вала. Для
длинных валов необходимо провести расчеты на жесткость (угол закручивания) по
формуле
где
— длина
вала; G— модуль упругости второго рода. Максимальный
угол закручивания не должен превышать 5—7,5° на 1 м.В рулевом механизме
глобоидальный червяк и ролик рассчитывают на износостойкость и контактную
прочность. Оценка дается по величине напряжения смятия
,
где
— осевое усилие на червяке;
—площадь соприкосновения червяка с роликом
(рис. а), которая может быть представлена в виде суммы площадей сегментов
и
.
Рис. Расчетные схемы деталей рулевого механизма: а—ролика; б—сошки.
Рулевую сошку рассчитывают на изгиб и кручение от максимальной силы , действующей по продольной рулевой
тяге (рис. б). Ее величина может быть выражена через силу
, приложенную к рулевому колесу на
радиусе
:
, где
- передаточное число рулевого механизма;
-расстояние от центра шарового пальца до
оси сошки.
Напряжение
изгиба в сечении 2—2: где
—расстояние от центра шарового
пальца до расчетного сечения 2—2. Сила
скручивает
сошку моментом на плече
, равном длине
шарового пальца сошки:
. Напряжение кручения:
Палец сошки в
сечении 1-1 испытывает напряжение
изгиба . Кроме
того, шаровой палец сошки сжимается сухарем продольной рулевой тяги, и
напряжение смятия на его поверхности
. Рулевые тяги рассчитывают
на сжатие и продольный изгиб от силы Р, передаваемой тяге от рулевого
колеса. Напряжение сжатия
, где
— площадь поперечного сечения тяги.
Критическое напряжение продольного изгиба
, где Е
— модуль упругости первого рода; J — момент
инерции среднего сечения тяги;
— длина тяги. Запас
устойчивости
рекомендуется
выбирать в пределах 1,25—2,5. Расчет шарниров, рулевого привода ведется
на давлении между головкой пальца и сухарями из условий не выдавливания
смазки. Ножка пальца проверяется на срез и изгиб в месте заделки пальца
в рычагах и тягах. Давление для стальных пар не должно превышать 250—350кГ/см2. При изготовлении деталей рулевого
управления автомобиля применяют следующие материалы: для рулевых тяг и рулевых
валов — бесшовные трубы из сталей 30, 35 и 40; рычаги поворотных цапф и сошки —
из сталей 40, 40Х и 40ХН; шаровые пальцы — из цементуемых сталей 15НМ, 12ХНЗ;
червяки и ролики — из сталей 30ХНЗА, 20Х и цементуемых сталей 12ХНЗА.
Вопрос 29:
Анализ конструкции и расчет карданных передач. В карданной передаче
рассчитывают карданный вал, вилки и шины крестовины. Расчет деталей ведут на
максимальный крутящий момент, подводимый к карданному валу от двигателя при
включении первой передачи в коробке передач. Расчет карданного вала производят
на кручение, растяжениеили сжатие и изгиб (при поперечных колебаниях
вала). Максимальное напряжение кручения: или
, где
—передаточнье
число коробки передач;
—наружный диаметр вала;
—внутренний диаметр вала.
Допускаемое напряжение кручения составляет 1000—3000 кГ/см2. Величина
осевой силы, действующей на карданный вал при колебаниях автомобиля,
, где
—диаметры
шлицев по "выступам и впадинам;
—коэффициент
трения, зависящий, от качества смазки шлицевого соединения, равен0.04-0,45.
Величина угла закручивания трубчатого вала
, где
- длина вала; G—модуль
упругости при кручении, равен 850000 кГ/см2 . Величина угла
закручивания составляет 3—9° на 1 м длины (в зависимости от сечения вала).
Число оборотов, -при котором может произойти поломка вала, называется критическим.
Критическое число оборотов вала определяется по формулам: для вала:
,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.