Санкт-Петербургский институт управления и права.
Факультет психологии.
Кафедра психологии менеджмента и социальной работы.
Курсовая работа
По дисциплине «Педагогическая психология»
На тему: «Взаимосвязь компонентов темперамента с профессиональной направленностью».
Выполнила: студентка 4 курса заочной формы обучения
Крутихина О.Ю.
Научный руководитель: Самойлова Ю.Ю.
Допущено к защите: «____»_____________2011_____________________
(подпись научного руководителя)
Санкт-Петербург
2011 год
Оглавление
Введение…………………………………………………………………...…………..…………3
Глава 1 Теоретический анализ взаимосвязи компонентов темперамента: экстраверсии, интроверсии и нейротизма подростков с их профессиональной направленностью…………………………………………………………………………….…..5
1.1. Проблемы экстраверсии, интроверсии и нейротизма у подростков…………5
1.2. Типы и свойства темпераментов……………………………………………….9
1.3. Выбор профессиональной деятельности подростками……………………...13
1.4. Анализ взаимосвязи компонентов темперамента: экстраверсии, интроверсии и нейротизма подростков с их профессиональной направленностью………….18
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………………...…20
Глава 2 Практическое исследование взаимосвязи компонентов темперамента: экстраверсии, интроверсии, нейротизма подростков с их профессиональной направленностью……………………………………………………………………………….22
2.1. Организация исследования………………………………………………...……...22
2.2. Статистический анализ и описание полученных результатов………………....24
Выводы по 2 главе…………………………………………………………………………...…49
Заключение………………………………………………………………………………...……52
Список литературы……………………………………………………………………………..56
Приложения
Введение
Когда психологи и педагоги обращаются к изучению личности подростков первое, с чем они сталкиваются, это разнообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного, подсознательного и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся выяснить, что есть личность вообще, а личность подростков осложняется еще рядом критических периодов становления личности, как таковой.
Большое внимание проблеме личности подростков уделялось как советскими, так и зарубежными исследователями: И. С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, Ю.Н. Давыдов, А.Е. Личко, К. Леонгард и другие. Профессиональную направленность подростков изучали такие авторы как: Е.М.Борисова, И.Я.Киселев, А.А.Наумов, Т.И. Дуброва, А.С. Егоров и многие другие. Вопросами темперамента занимались: В.М. Русалов, П.В.Симонов, А. Фулье, А.В.Петровский, Е.Р.Слободская и пр. Взаимосвязь темперамента и профессиональной направленности изучали О.И.Мельниченко, Н.А Бурцев, Е.Н. Самчук.
Актуальность исследования: основной ценностью данного исследования должно стать понимание того, что все подростки отличаются по индивидным характеристикам темперамента и по желанию реализоваться в той или иной профессиональной сфере, что может помочь при воспитании и обучении, как в учебном заведении, так и дома в семье. В данной работе рассмотрено раннее ориентирование подростков в выборе будущей специальности, что может помочь в комплектации классов по склонностям подростков к той или иной сфере деятельности. Например: химико-биологический класс, гуманитарный класс, физико-математический класс и др.
Цель исследования состоит в том, что бы теоретически и экспериментально доказать наличие взаимосвязи компонентов темперамента подростков с их профессиональной направленностью.
Объектом исследования являлись школьники в возрасте 13-14 лет.
Предмет исследования – профессиональная направленность подростков, компоненты темперамента подростков, такие как нейротизм, интроверсия и экстраверсия.
Гипотеза исследования:
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические проблемы особенностей темперамента и профессиональной направленности подростков по литературным источникам.
2. Изучить и подобрать методики диагностики, подходящие для изучения данной проблемы.
3. Сформировать выборку испытуемых для практического исследования.
4. Провести практическое исследование.
5.Используя математические методы обработки результатов, доказать наличие взаимосвязи компонентов темперамента и профессиональной направленностью.
6. Проанализировать полученные данные и сделать выводы на их основании.
Методы исследования: в ходе исследования, в соответствии с его целями и задачами, применялись теоретические, диагностические и математико – статистические методы. Диагностические методы исследования осуществлялись с помощью трёх методик:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.