А сангвиник – характеризуется высокой психической активностью и работоспособностью, а также стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики и быстрой речью. Сангвиники, как правило, стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие их события, общительны. Эмоции – чаще всего положительные – быстро возникают и быстро сменяются. Относительно легко и быстро переживают неудачу. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях, подвижность может вылиться в такие качества, как: отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность [24, 53-59].
Ротанова Т.А. предлагает такие определения флегматика и меланхолика: флегматик – это такой тип темперамента, который характеризуется низким уровнем психической активности, некоторой медлительностью, невыразительностью мимики. Флегматик нелегко переключается с одного вида деятельности на другой и трудно приспосабливается к новой или неизвестной обстановке. У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение. Чувства и настроения у флегматиков обычно отличаются постоянством. В случае неудачных воспитательных влияний у него может развиться: вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных действий.
Меланхолик – характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи и очень быстрой утомляемостью. Меланхолика отличает высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью и смятением, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем проявлении, причем чаще преобладают отрицательные эмоции. При недостатке соответствующих воспитательных воздействий, у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, необщительность, отчужденность, боязнь новых ситуаций, людей и различного рода испытаний [19, 264].
Рассмотрев, разницу между типами темпераментов мы выявили, что особенности у всех типов темпераментов разительно отличаются, что соответственно не может не сказаться на выборе будущей профессии.
Так же мы, теоретически, предположили, что между такими аспектами, как: экстраверсия, интроверсия, нейротизм, тип темперамента и профессиональная направленность существует некая взаимосвязь, что и проверили во 2 главе.
Выборка нашего исследования состояла из 32 подростков 13 - 14 лет, все испытуемые являются учениками 7 «б» класса, 146 школы.
Мы провели статистический анализ, а также корреляционный анализ на основании собранных данных по трем методикам: «выявление структуры темперамента (Опросник Русалова)»; «дифференциально - диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова»; «экспресс – диагностика характерологических особенностей личности» автором, которой является Матолина Т.В. Эти математические методы помогли нам выявить некие взаимосвязи:
Корреляционный анализ показал нам, что:
1. Такой компонент темперамента, как нейротизм очень сильно коррелирует с профессиональной направленностью «человек – художественный образ».
2. Также профессиональная направленность «человек – художественный образ» очень сильно коррелирует с таким компонентом темперамента, как эмоциональность, социальная в том числе.
3. Чуть менее по значимости, но тоже сильная взаимосвязь выявилась между профессиональной направленностью «человек – человек» и компонентом темперамента эмоциональностью, в том числе и социальной.
4. Также выявилась взаимосвязь между компонентом темперамента нейротизмом и профессиональной направленностью «человек – человек».
5. Также выявилась взаимосвязь между компонентом темперамента – социальной эргичностью и профессиональной направленностью «человек – художественный образ».
6. Последняя по списку и по значимости выявилась взаимосвязь между компонентом темперамента – социальным темпом и профессиональной направленностью «человек – знак».
Таким образом, во время работы, выполнив все намеченные задачи:
1. Изучить теоретические проблемы особенностей темперамента и профессиональной направленности подростков по литературным источникам.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.