Глава 2 Практическое исследование взаимосвязи компонентов темперамента экстраверсии, интроверсии, нейротизма подростков с их профессиональной направленностью
2.1.Организация исследования
Целью исследования ставится практическое изучение взаимосвязи компонентов темперамента, таких как нейротизм, экстраверсия, интроверсия с профессиональной направленностью.
Выборка в данном исследовании: 32 школьника – подростка, 12 девочек и 20 мальчиков. Возраст 13 - 14 лет. Все испытуемые являются учениками 7 класса. Экспериментальная база: школа №146 г. Санкт – Петербурга.
Согласно цели исследования, мы подобрали методики, которые помогут нам выявить данную взаимосвязь или же опровергнуть её.
Итак, что бы выявить тип темперамента у испытуемых, была подобрана методика «Выявление структуры темперамента (Опросник Русалова)», подростковый вариант. Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно - деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. Все материалы по данной методике: инструкции, описания, бланки представлены в приложении 1 (см. приложение 1) [17, 72].
Для выявления профессиональной направленности, была подобрана методика «Дифференциально - диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова. Все материалы по данной методике: инструкции, описания, бланки представлены в приложении 2 [25, 177] (см. приложение 2). Эта методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Используется при профориентации подростков и взрослых. Методика позволяет установить типы профессий:
I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
II. «Человек-техника» – все технические профессии.
III.«Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.
V. «Человек - художественный образ» – все творческие специальности.
Также для определения индивидуально - психологических особенностей, таких как: нейротизм, экстраверсия и интроверсия была подобрана методика «Экспресс – диагностика характерологических особенностей личности» автором, которой является Матолина Т.В. Все материалы по данной методике: инструкции, описания, бланки представлены в приложении 3 [25, 356] (см. приложение 3). В основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общесихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттел, Леонгард, Айзенк, Личко и др.).
Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.
В качестве основного используется тест Айзенка (подростковый вариант), шкала градации результатов и разработанные типологические характеристики и рекомендации по коррекции.
Этапы работы:
1. Проведение теста Айзенка.
2. Обсчет результатов.
3. Градация результатов по таблице типов.
4. Отбор данных, где балл по шкале “Ложь” больше 5.
В исследовании были использованы следующие методы:
- опрос,
- статистическая обработка данных;
- корреляционный анализа данных.
Процедура проведения: Для исследования было предоставлено помещение – класс № 405. Сбор данных проходил поэтапно. Первый этап 17 марта 2011 года включал в себя сбор данных по методике Русалова «Выявление структуры темперамента (Опросник Русалова)», подростковый вариант. Опрос проходил в классе в полной тишине, на последних двух уроках. На втором этапе 18 марта 2011 года было проведено два опроса: «Дифференциально - диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова и «Экспресс – диагностика характерологических особенностей личности» автором, которой является Матолина Т.В. эти два опроса проходили в полной тишине на первых двух уроках.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.