Взаимосвязь компонентов темперамента с профессиональной направленностью, страница 5

           13 лет – ведущим становится обращение внутрь себя, интровертность. Дети становятся самокритичными к критике, склонны к уходу в себя, начинают интересоваться психологией, критично относиться к родителям, становятся более избирательны в дружбе. Колебания в настроении очень часты и велики по амплитуде и являются результатом происходящих соматических сдвигов.

          14 лет – интроверсия сменяется экстраверсией, подросток становится энергичным, экспансивным, общительным, возрастает его уверенность в себе, интерес к другим людям и различиям между ними. Экспансивность часто проявляется в повышенной общительности, склонности задавать провокационные вопросы и анализировать реакции людей в общении.

          15 лет – новообразованием является возрастания духа независимости, который способствует тому, что отношения подростка в семье и школе становятся весьма напряжёнными. Позитивным является то, что жажда свободы сочетается с возрастанием самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям. Возрастает потребность в групповой принадлежности и групповой идентификации.

         16 лет – наступает равновесие, возрастает жизнерадостность, увеличивается самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремлённость в будущее [13, 30].

1.2. Типы темпераментов

           Симонов П.В., Ершов П.М. предполагают, что темперамент — это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности: темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний. В структуре темперамента можно выделить три основных компонента, такие как: общую активность индивида, его двигательные проявления и эмоциональность [22, 6].

          Стреляу Я. Дает свое определение темпераменту. Темперамент — это совокупность формальных и относительно устойчивых характеристик поведения, проявляющихся в энергетическом уровне поведения и во временных параметрах реакций [23, 228].

    На основании изложенной концепции темперамента, Русалов В. М.                                    предлагает следующие семь критериев для отнесения того или иного психологического свойства к темпераменту. Рассматриваемое психологическое свойство обычно:

1) не зависит от содержания деятельности и поведения, т.е. отражает формальный аспект деятельности и поведения и является независимым от смысла, мотива, цели и т.д.;

2) характеризует меру динамического напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, а также к деятельности;

3) универсально и проявляется в большинстве сфер деятельности и жизнедеятельности;

4) чаще рано проявляется в детстве;

5) устойчиво в течение долгого периода жизни человека;

6) высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем;

7) Обычно является наследуемым. Очевидно, что вычленение первичных «кирпичиков» темперамента и разработка их показателей, которые удовлетворяли бы всем вышеуказанным критериям,— дело сложное и потребует, скорее всего, довольно много времени. Несомненно, также, что создание научной типологии темперамента будет возможным тогда, когда мы сумеем правильно извлекать и интерпретировать первичные свойства темперамента [21, 27].

    Рубинштейн С.Л. пишет о типах темперамента: « С античности принято различать четыре основных типа темпераментов, такие как: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Любой из этих темпераментов может быть определен соотношением впечатлительности и импульсивности, как главных психологических свойств темперамента. Холерический темперамент характеризуется достаточно  сильной впечатлительностью и большой импульсивностью; сангвинический – слабой впечатлительностью и большой импульсивностью; меланхолический – сильной впечатлительностью и малой импульсивностью; флегматический – слабой впечатлительностью и малой импульсивностью. Таким образом, эта классическая традиционная схема естественно вытекает из соотношения основных признаков, которыми мы наделяем темперамент, приобретая при этом надлежащее психологическое содержание» [20, 129].