САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА.
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Курсовая работа
по дисциплине: «Педагогическая психология»
на тему:«Взаимосвязь личностных характеристик
и успеваемости учащихся»
Выполнила: студентка 4 курса заочной формы обучения
Иванова Н.В.
Научный руководитель: Самойлова Ю.Ю.
Допущено к защите: «____»_____________2011___________
(подпись научного руководителя)
Санкт-Петербург
2011
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретический анализ исследований по проблемам лабильности интеллекта, мотивационной направленности учащихся и их успеваемости в учебном процессе. 6
1.1 Проблемы интеллекта и роль лабильности в учебном процессе. 6
1.2. Роль мотивационной направленности в учебном процессе. 9
1.3. Место успеваемости в процессе обучения. 15
1.4. Взаимосвязь лабильности интеллекта и мотивационной направленности на успеваемость учащихся. 23
Выводы по 1 главе. 26
Глава 2 Эмпирический анализ взаимосвязи лабильности интеллекта, мотивационной направленности и успеваемости учащихся. 28
2.1 Организация исследования. 28
Выводы по 2 главе. 52
Заключение. 54
Список литературы.. 59
Приложения
Успешность обучения определяется таким психическим свойством человека, как способность обучаться. Под этим понятием подразумеваются личностные характеристики учащихся такие как: мотивационная направленность и интеллектуальная лабильность, как часть интеллектуального потенциала учащихся направленные на успешное обучение. В настоящее время существует большое количество методов и форм процесса обучения. При этом основными являются вопросы воспитания и обучения детей, а также контроль над этими процессами. Такой навык, как умение учиться, закладывается в человека еще в детском возрасте.
Исследованиями интеллекта занимались многочисленные ученые и психологи, среди которых А. Бине, Дж. Кеттелл, Г. Айзенк, В. Штерн, Ч. Спирмен, Л Терстоун, Т. Симон, Д. Гилфорд и д.р. Лабильность упоминается такими исследователями, как Б.М.Теплов, В.Д.Небылицин, В.С.Мерлин и Э.А.Голубева, как показатель переключаемости, пластичности. Большой вклад в разработку вопросов мотивации внесли работы Е.П. Ильина, A.A. Файзуллаева, И.В. Имедадзе, Б.А. Сосновского, Д.А. Леонтьева, В.Г. Асеева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Асмолова и многих других. В рамках концепции учебной деятельности, разработанной Д.Б. Элькониным, А.К. Марковой, В.В. Давыдовым, рассмотрена природа мотивации к учебной деятельности.
В настоящее время проблема факторов, которые оказывают влияние на успеваемость, изучена недостаточно и нуждается в глубоком и детализированном исследовании.
Актуальность данной работы связана со следующими аспектами:
1. В процессе развития человеческого общества изменяются все формы жизнедеятельности. Развитие важнейших сфер общества ведет к необходимости повышения эффективности образования. Серьезные изменения в социуме ведут к тому, что образование в настоящее время переживает глубокий кризис, который выражается, в том числе в неопределенности целей и содержания самого образования.
2. Образование выполняет очень важную роль в жизни, как самого человека, так и общества. На первой стадии образования, которая включает детский сад и среднюю школу, закладываются основы мышления, а также создаётся базис, необходимый для дальнейшего обучения.
Чтобы установить причины неуспеваемости, которые связаны с особенностями личности ученика, требуется выявить, от каких свойств личности в основном зависит успешность или не успешность процесса обучения. Несмотря на большое количество этих свойств, тем не менее, можно выделить некоторые их сочетания, влияющие на успеваемость учащихся в процессе обучения.
Гипотеза исследования: на школьную успеваемость оказывают влияние такие факторы, как лабильность интеллекта и мотивационная направленность.
Предметом исследованияданной работы является успеваемость учащихся гимназии, а также лабильности интеллекта и мотивационной направленности учащихся их влияние на успеваемость.
Объект исследования: учащиеся гимназии N 196, 8 «А» класса, учащимся 14-15 лет.
Цель данной работы: теоретически и практически установить наличие взаимосвязи лабильности интеллекта, мотивационной направленности и успеваемости учащихся.
Задачи исследования:
1.подобрать и изучить научную литературу по проблемам лабильности интеллекта и мотивационной направленности
2.подобрать методики диагностики для выявления лабильности интеллекта и мотивационной направленнсти
3. провести практическое исследование и выявить возможную взаимосвязь между лабильностью интеллекта и успеваемостью, а также между мотивационной напрвленносью и успеваемостью
4. провести математико-статистический анализ и обработку полученных данных
5. сделать выводы.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в работе проводится анализ, теоретически обосновывается и экспериментально подтверждается зависимость успеваемости от лабильности интеллекта и мотивационной направленности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.