Взаимосвязь личностных характеристик и успеваемости учащихся

Страницы работы

Фрагмент текста работы

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА.

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Курсовая работа

по дисциплине: «Педагогическая психология»

на тему:«Взаимосвязь личностных характеристик

 и успеваемости учащихся»

Выполнила: студентка 4 курса заочной формы обучения

Иванова Н.В.

Научный руководитель: Самойлова Ю.Ю.

Допущено к защите: «____»_____________2011___________

(подпись научного руководителя)

Санкт-Петербург

2011

 

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретический анализ исследований по проблемам лабильности интеллекта, мотивационной направленности учащихся и их успеваемости в учебном процессе. 6

1.1 Проблемы интеллекта и роль лабильности в учебном процессе. 6

1.2. Роль мотивационной направленности в учебном процессе. 9

1.3. Место успеваемости в процессе обучения. 15

1.4. Взаимосвязь лабильности интеллекта и мотивационной направленности на успеваемость учащихся. 23

Выводы по 1 главе. 26

Глава 2 Эмпирический анализ взаимосвязи лабильности интеллекта, мотивационной направленности и успеваемости учащихся. 28

2.1 Организация исследования. 28

Выводы по 2 главе. 52

Заключение. 54

Список литературы.. 59

Приложения

Введение

Успешность обучения определяется таким психическим свойством человека, как способность обучаться. Под этим понятием подразумеваются личностные характеристики учащихся такие как: мотивационная направленность и интеллектуальная лабильность, как часть интеллектуального потенциала учащихся направленные на успешное обучение. В настоящее время существует большое количество методов и форм процесса обучения. При этом основными являются вопросы воспитания и обучения детей, а также контроль над этими процессами. Такой навык, как умение учиться, закладывается в человека еще в детском возрасте.

Исследованиями интеллекта занимались многочисленные ученые и психологи, среди которых А. Бине, Дж. Кеттелл, Г. Айзенк, В. Штерн, Ч. Спирмен, Л Терстоун, Т. Симон, Д. Гилфорд и д.р. Лабильность упоминается такими исследователями, как Б.М.Теплов, В.Д.Небылицин, В.С.Мерлин и Э.А.Голубева, как показатель переключаемости, пластичности. Большой вклад в разработку вопросов мотивации внесли работы Е.П. Ильина, A.A. Файзуллаева, И.В. Имедадзе, Б.А. Сосновского, Д.А. Леонтьева, В.Г. Асеева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Асмолова и многих других. В рамках концепции учебной деятельности, разработанной Д.Б. Элькониным, А.К. Марковой, В.В. Давыдовым, рассмотрена природа мотивации к учебной деятельности.

В настоящее время проблема факторов, которые оказывают влияние на успеваемость, изучена недостаточно и нуждается в глубоком и детализированном исследовании.

Актуальность данной работы связана со следующими аспектами:

1. В процессе развития человеческого общества изменяются все формы жизнедеятельности. Развитие важнейших сфер общества ведет к необходимости повышения эффективности образования. Серьезные изменения в социуме ведут к тому, что образование в настоящее время переживает глубокий кризис, который выражается, в том числе в неопределенности целей и содержания самого образования.

2. Образование выполняет очень важную роль в жизни, как самого человека, так и общества. На первой стадии образования, которая включает детский сад и среднюю школу, закладываются основы мышления, а также создаётся базис, необходимый для дальнейшего обучения.

Чтобы установить причины неуспеваемости, которые связаны с особенностями личности ученика, требуется выявить, от каких свойств  личности в основном зависит успешность или не успешность процесса обучения. Несмотря на большое количество этих свойств, тем не менее, можно выделить некоторые их сочетания, влияющие на успеваемость учащихся в процессе обучения.

Гипотеза исследования: на школьную успеваемость оказывают влияние такие факторы, как лабильность интеллекта и мотивационная направленность.

Предметом исследованияданной работы является успеваемость учащихся гимназии, а также лабильности интеллекта и мотивационной направленности учащихся их  влияние на успеваемость.

Объект исследования: учащиеся гимназии N 196, 8 «А» класса, учащимся 14-15 лет.

Цель данной работы: теоретически и практически установить наличие взаимосвязи лабильности интеллекта, мотивационной направленности и успеваемости учащихся.

Задачи исследования:

1.подобрать и изучить научную литературу по проблемам лабильности интеллекта и мотивационной направленности

2.подобрать методики диагностики для выявления лабильности интеллекта и мотивационной направленнсти

3. провести практическое исследование и выявить возможную взаимосвязь между лабильностью интеллекта и успеваемостью, а также между мотивационной напрвленносью и успеваемостью

4. провести математико-статистический анализ и обработку полученных данных

5. сделать выводы.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в работе проводится анализ, теоретически обосновывается и экспериментально подтверждается зависимость успеваемости от лабильности интеллекта и мотивационной направленности.

Похожие материалы

Информация о работе