В своем подходе к обществу Маркс применяет системный подход. Общество он рассматривает как некое целое единство, имеющее структуру.
А) Структура общественной системы.
Б) Источник классовой борьбы в объективном противоречии между двумя элементами базиса.
В) Взгляды на прогресс истории
Эмиль Дюркгельм.
Явился основателем структурализма в социологии. Суть данного направления: общество представляется в виде комплекса элементов, каждый из которых имеет свою функцию. Задачей исследования является обнаружение этих функций.
А) Онтологическое определение общества.
Б) Понятие социального факта, его признаки и виды.
В) Специфика социологического способа исследования.
Г) Взгляды социолога на общество и человека. Типология обществ.
3. Интерпретивные (модернистские) парадигмы.
Объединяет парадигмы предмет исследования – личность, как сознательное существо, мотивирующее свое поведение. Особо уделяли внимание фактору сознания, поэтому использовали герменевтические подходы. Герменевтический подход в социологии образно описал через свою теорему американский ученый Томас: Если люди определяют какую-то ситуацию, как реальную, она действительно станет реальной.
Метод изучения – отнесение к ценностям Социологи должны устанавливать какими принципами, нормами руководствуются люди, а затем на основе выведенных ценностей анализировать поведение отдельных индивидов.
Направления:
Понимающая социология М.Вебера и Г.Зиммеля.
Психоанализ.
Символический интеракционизм.
Феноменология.
Этнометодология.
Теория социального действия.
Корни этих парадигм уходят в школу понимающей социологии, которую создали немецкие социологи М.Вебер и Г.Зиммель.
А) Теория социального действия М.Вебера.
Не все действия людей являются социальными. Например, действия по отношению к технике и природе не являются социальными.
Социальные действия обязательно обладают двумя признаками:
1. они должны быть сознательными или рациональными;
2. они должны быть ориентированы на другого человека.
Вебер социальные действия, производимые людьми, классифицировал на 4 разряда:
1)
Целерациональные - это
также действия, которые включают в себя осознанную цель и средст
ва четко продуманные для ее достижения. Они
всегда прагматичные.
2)
Ценностно-рациональные
действия - это также действия при которых человек руководствуется
разделяемыми
им ценностями.
3)
Традиционные
- действия, которые человек совершает по традиции, руководствуясь принци
пом «так
принято».
4) Аффективные - действия, произведенные в страсти.
По Веберу, современное общество - это общество, в котором основными являются целерациональные действия. Вебер считает, что мотивацию социальных действий, должен прежде всего изучать социолог. В ней источник поведения людей, а значит и социальных процессов, а значит и общественных структур. Социолог для этого имеет в распоряжении два метода:
1) он должен уметь вчувствоваться в состояние людей, т.е. должен обладать эмпатией..
2)
рационального
понимания или рационального конструирования их мотивов. Этот способ является
ведущим в работе социолога. Вебер считает, что ядро мотивации находится в
культуре и
прежде всего в ценностных установках людей.
Б) метод «отнесения к ценностям», теория «идеального типа»:
- новая интерпретация ценности. У Дюркгейма надличностная природа ценностей.
Вебер понимает ценность как интерес эпохи (исторично).
- вводит категорию «идеальный тип». Под ним он понимает ведущий интерес эпохи, поддонный в логической конструкции. Так бюрократия, капитализм, являются идеальными типами (они и есть логические конструкции, выраженные в понятийной форме).
4. Интегральные (постмодернистскик) парадигмы.
Основателем данной группы парадигм является русско-американский социолог П.Сорокин. Он учел недостатки, как структурных, так и интегральных парадигм:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.