Социология как наука. Социологический способ познания. Методология и методика конкретного социологического исследования. История социологической мысли. Общество как социальная система. Социальная структура общества, страница 12

 Человек - есть родовое понятие, им мы называем существо, обладающее способностью к целерациональ-ной деятельности (сознательному определению деятельности), вербальной речи, духовным творчеством, способ­ностью к труду.

Индивид - есть единичное понятие, обозначающее представителя человеческого рода.

Индивидуальность - это то, что качественно отличает индивидов друг от друга.

Впервые категория «личность» появилась в древнегреческой религиозной литературе. Древние греки не знали понятия личности. Первой личностью в истории явился Иисус Христос. Впервые люди узнали личностного бога. С этого момента «личность» стала вбирать в себя следующие смыслы: это есть некая целостность, недели­мая; неуничтожимая, в ней есть всегда личностный смысл. К данной категории «личность» стали приписывать следующие свойства: личность имеет свободную волю, т.е. личностное всегда сопряжено со свободой выбора, и самосознание. Категория «личность» в философии до сих пор не разработана, потому что в нашей жизни есть тайны и на рациональном уровне тайны личности постигнуть невозможно.

2. Понятие личности в социологии

Личность в социологии является:

1)  источником социальной жизни;

2)  основным ее носителем;

3)  элементом социальной жизни.

В социологии прежде всего, личность понимается как субъект общественной деятельности. Термин «субъ­ект деятельности» имеет следующие содержательные моменты: это всегда начало, созидающее начало и творче­ское начало. В то же время личность является объектом социальных взаимодействий, а потому появляется новый ракурс рассмотрения личности в социологии: как общество влияет на формирование личности через механизм социализации и как личность видоизменяет общество (любые законы в обществе действуют только через самих людей).

В социологии категория «личность» не имеет пафосного содержания. Любой индивид, способный ответст­венно входить в социальную связь, является личностью.

Три фактора влияют на становление личности:

1)  Биологическая наследственность. В результате тоже, что в начале своей жизни ребенок длительный
период времени нуждается в помощи родителей и старости - в помощи детей, показывает, какую ог­
ромную роль малые группы играют в жизни и становлении личности.

2)  Ментальная наследственность. Под ментальностью мы имеем в виду пограничную зону между созна­
нием и бессознательным, между индивидуальным и коллективным, в которой содержатся установки,
принципы, мыслеформы, чувства, эмоции людей, считается, что природа и культура являются главны­
ми факторами формирования ментальное™. К природе человек адаптируется посредством определен­
ных стандартов поведения. Посредством усвоения, перенятия их человек перенимает и ментальность
данной территории. Культура передает ментальность свойства через ценности, нормы, язык.

3)  Индивидуальный жизненный опыт.

3. . Личность и общество: воздействие общества на личность, механизм свзи личности и общества, относительная автономность личности от общества.

Каждому типу общества соответствует свой тип личности. Тип личности включает в себя определенный набор качеств и свойств, которые формирует в человеке общество.  Механизм этого формирования в общем виде может быть представлен следующими моментами:

1. Общество оказывает на индивида информационное, нормативное и эмоциональное воздействие.

2. В результате «отфильтровки» информационное воздействие «оседает» в качестве сведений, сведения, уплотняясь, превращаются в знания, нормативное – в виде правил, которые в процессе интериоризации превращаются в принципы, а эмоциональное воздействие формирует чувства, которые порождают эмоциональные оценки.

3. Знания, принципы и оценки составляют ядро личности или личностный смысл.

Носителями данного воздействия выступают другие люди. Таким образом, через взаимодействие с другими индивидами формируется личность. Процесс этого формирования называется социализацией. Результатом этого процесса является формирование таких черт у индивида, которые позволяют ему быть субъектом социальных связей, носителем социальных статусов и ролей.