Социология как наука. Социологический способ познания. Методология и методика конкретного социологического исследования. История социологической мысли. Общество как социальная система. Социальная структура общества, страница 11

Социальное взаимодействие отличается от социального контакта системой сопряженных действий индивидов по отношению друг к другу и глубиной предмета связи. Таким образом, социальное взаимодействие – это систематическое социальное действие партнеров, направленных друг на друга и имеющих целью вызвать вполне определенную ответную реакцию, причем эта реакция происходит как ответ на действие воздействующего. Социальное взаимодействие координируетя, постоянно находится под вниманием сознания. Как связь оно может быть прямым и опосредованным, субординационным и личностным, дружественным и враждебным и т.д.

Социальное взаимодействие существует в трех формах:

- социальных отношений,

- социальных институтов,

- социальных общностей.

.

4. Социальные отношения: определение, виды.

Социальные отношения – это устойчивые, повторяющиеся во времени формы социального взаимодействия между социальными группами, личностями.

Социальные отношения делятся на четыре позиции:

 I. Отношения справедливости или партнерские отношения:

А) эгоцентричная справедливость;

Б) равновесная справедливость;

В) жертвенная справедливость.

II.  Эгоистические отношения:

А) доминирования;

Б) эксплуатации.

III. Реифицирующие отношения (овеществленные)

IV. Вражда, зависть, месть.

Из них три последние позиции являются эгоистичными, первая – партнерская. 

5.. Культура как регулятор социального взаимодействия..

В понимании культуры в социологии закрепилисьдва подхода:

- деятельностный, в рамках которого культура понимается как способ деятельности и

- аксеологический: культура – это система духовных кодов, регулирующих деятельность.

Таким образом, культура – это некая информационная программа, которая обеспечивает взаимодействие людей.

Впервые такое понимание культуры появилось в работах Т.Парсонса – он разделил понятия культурного и социального. Под культурой он имел ввиду ценности, нормы, символы, слова,которые образуют между собой систему. Под социальным он понимал реальную жизнь людей. В этом взаимодействии культурного и реального культура выполняет формообразующую функцию. Культура делает поведение людей надприродным, небиологическим. Механизмами развития человека выступают отрасли культуры: воспитание и образование.

Каждый человек, входящий в мир попадает в определенную культурную среду. Эта среда формирует сознание индивида. С появлением сознания действия индивидов  становятся целесообразными, т.е. наполненными сознанием, а значит, контролируются им. Каждый человек встает перед необходимостью оценки явлений с точки зрения пользы или вреда, допустимого и запретного, добра и зла. Осмысленная деятельность ставит индивида в позицию, в которой он  должен определить ценность для себя и других действия, его мотива. Способ взгляда на мир сквозь призму добра и зла, прекрасного и безобразного, умного и глупого и есть культура. Этот способ состоит не из одних ценностей, а вытекает из целостной системы внутренне сопряженных, логически связанных элементов сознания, которые и составляют предпочтения, убеждения, мировоззрение. Эта система (целостность) носит название ментальности человека и общества. Ядром менталитета выступают ментальные ценности, которые обладают повышенной устойчивостью противодействия внешнему, чужому влиянию. В менталитете содержится глубокое основание поступков и поведения не только индивидов, но и народов.

Лекция № 6

Личность как субъект социального действия.

План

1. Содержание понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

2. Понятие личности в социологии.

3. Личность и общество: воздействие общества на личность, механизм свзи личности и общества, относительная автономность личности от общества.

4. Статусно-ролевая теория личности. Ролевые конфликты.

1. Содержание понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».