Социальное взаимодействие отличается от социального контакта системой сопряженных действий индивидов по отношению друг к другу и глубиной предмета связи. Таким образом, социальное взаимодействие – это систематическое социальное действие партнеров, направленных друг на друга и имеющих целью вызвать вполне определенную ответную реакцию, причем эта реакция происходит как ответ на действие воздействующего. Социальное взаимодействие координируетя, постоянно находится под вниманием сознания. Как связь оно может быть прямым и опосредованным, субординационным и личностным, дружественным и враждебным и т.д.
Социальное взаимодействие существует в трех формах:
- социальных отношений,
- социальных институтов,
- социальных общностей.
.
4. Социальные отношения: определение, виды.
Социальные отношения – это устойчивые, повторяющиеся во времени формы социального взаимодействия между социальными группами, личностями.
Социальные отношения делятся на четыре позиции:
I. Отношения справедливости или партнерские отношения:
А) эгоцентричная справедливость;
Б) равновесная справедливость;
В) жертвенная справедливость.
II. Эгоистические отношения:
А) доминирования;
Б) эксплуатации.
III. Реифицирующие отношения (овеществленные)
IV. Вражда, зависть, месть.
Из них три последние позиции являются эгоистичными, первая – партнерская.
5.. Культура как регулятор социального взаимодействия..
В понимании культуры в социологии закрепилисьдва подхода:
- деятельностный, в рамках которого культура понимается как способ деятельности и
- аксеологический: культура – это система духовных кодов, регулирующих деятельность.
Таким образом, культура – это некая информационная программа, которая обеспечивает взаимодействие людей.
Впервые такое понимание культуры появилось в работах Т.Парсонса – он разделил понятия культурного и социального. Под культурой он имел ввиду ценности, нормы, символы, слова,которые образуют между собой систему. Под социальным он понимал реальную жизнь людей. В этом взаимодействии культурного и реального культура выполняет формообразующую функцию. Культура делает поведение людей надприродным, небиологическим. Механизмами развития человека выступают отрасли культуры: воспитание и образование.
Каждый человек, входящий в мир попадает в определенную культурную среду. Эта среда формирует сознание индивида. С появлением сознания действия индивидов становятся целесообразными, т.е. наполненными сознанием, а значит, контролируются им. Каждый человек встает перед необходимостью оценки явлений с точки зрения пользы или вреда, допустимого и запретного, добра и зла. Осмысленная деятельность ставит индивида в позицию, в которой он должен определить ценность для себя и других действия, его мотива. Способ взгляда на мир сквозь призму добра и зла, прекрасного и безобразного, умного и глупого и есть культура. Этот способ состоит не из одних ценностей, а вытекает из целостной системы внутренне сопряженных, логически связанных элементов сознания, которые и составляют предпочтения, убеждения, мировоззрение. Эта система (целостность) носит название ментальности человека и общества. Ядром менталитета выступают ментальные ценности, которые обладают повышенной устойчивостью противодействия внешнему, чужому влиянию. В менталитете содержится глубокое основание поступков и поведения не только индивидов, но и народов.
Лекция № 6
Личность как субъект социального действия.
План
1. Содержание понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
2. Понятие личности в социологии.
3. Личность и общество: воздействие общества на личность, механизм свзи личности и общества, относительная автономность личности от общества.
4. Статусно-ролевая теория личности. Ролевые конфликты.
1. Содержание понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.