Социология как наука. Социологический способ познания. Методология и методика конкретного социологического исследования. История социологической мысли. Общество как социальная система. Социальная структура общества, страница 14

Социальная общность - это реально существующее относительно целостное множество индивидов, кото­рое выступает самостоятельным субъектом социальных и исторических действий.

Общность - есть совокупность людей, объединенных определенными признаками, едиными функциями, общими целями ради интеграции усилий.

2. Виды социальных общностей.

В обществах мы имеем самые различные виды социальных общностей. По количеству: от диад до про­мышленных образований. По времени существования: от существующих непродолжительное время (буквально часы - зрительская аудитория) до существующих многие столетия (этносы); от устойчивых до неустойчивых; от неформальных (друзья) до жестоко формально организованных (бюрократия) и т.д.

Виды социальных общностей.

Среди социальных общностей выделяются два типа – массовые структуры и малые ансамбли.

К массовым структурам относятся массовые движения, этносы, территориальные общности.

К малым ансамблям – первичные  и вторичные группы.  

Массовые структуры отличаются от малых ансамблей не столько количеством, сколько характером взаимодействия.

В анализе социальных общностей принимают во внимание:

1. количественный состав;

2. тип социальной связи.

Если в качестве исходной представить точку состояния социального хаоса – отсутствия социальных связей, то при появлении межличностных контактов становиттся такой социальный объект как толпа (См. ниже рис.). При возникновении регулярных взаимодействий рождается социальная группа, а при статусных, формализованных взаимодействиях - организация.


3.. Массовые социальные общности.

Массовые структуры характеризуются прежде всего большим числом однотипных компонентов, усреднен­ный показатель довольно полно представляет любую единицу этой структуры. Частично индивидуальность этих единиц утрачивается за счет возникновения обобщенных состояний. Любую человеческую совокупность можно продвинуть либо в сторону малого ансамбля, либо в сторону массовой структуры. С одной стороны, интеграция будет сочетаться с дифференциацией, с другой стороны, интеграция будет сочетаться с унификацией, когда лю­дей «одевают» в одну униформу.

К массовым структурам  относятся этносы, территориальные общности, классы, демографические группы и массовые движения.

Массовое движение – это относительно устойчивые совокупности людей, массовые коллективные действия которых, направлены на реализацию.

Массовые общности характеризуются следующими признаками:

1)  структурная нерасчлененность; аморфность их образований;

2)  разновидность границ, необозначенность принципов вхождения в них (четко);

3)  ситуативный способ существования, т.е. они образуются на базе и в границах конкретной деятельно­сти и поэтому вне ее невозможны - отсюда их неустойчивость;

4)  разнородность состава и межгрупповая природа. Эти структуры разрывают классовые, групповые, этнические и прочие границы;

5)  из-за аморфного состава они не способны выступать в качестве структурных единиц в составе более
широких общностей.

 К массовым структурам относятся политические, женские, экономические, спортивные, музыкальные, региональные, политические движения.

4. Квази-группа.

Квази-группа - это объединение людей, для которых характерны неустойчивость, кратковременность су­ществования, узость взаимосвязи между субъектами. Вследствие своей неустойчивости квази-группы либо распа­даются со временем, либо преобразуются в группы.

Виды квази – групп:

Аудитория - это социальная общность, объединенная взаимодействием с субъектом информации. Ее осо­бенностью является одностороннее взаимодействие и слабая обратная связь.