Социология как наука. Социологический способ познания. Методология и методика конкретного социологического исследования. История социологической мысли. Общество как социальная система. Социальная структура общества, страница 5

Особый случай данного метода – контент-анализ, используется для исследования СМИ. Заключается в количественном подсчете смысловых единиц.

Опрос. Нацелен на изучение тех сторон событий, которые слабо поддаются наблюдению. Разновидностью метода является анкетирование и интервьюирование.

Тестирование. Это метод и техника изучения и измерения сложных свойств и качеств личности, не поддающихся прямому наблюдению. С его помощью изучают установки, мотивацию.

Социометрия. Метод исследования малых групп, их структуры, проблем лидерства.

5. Программа КСИ.

Стратегическим документом, который включает в себя методологию и методику социологии, является про­грамма. В ней описывается предмет исследования, задаются границы исследования, ставятся задачи и разраба­тываются модели предполагаемых результатов, обосновываются методы получения информации.

Программа состоит из двух частей.

 I.   Методологический раздел.

1.  Описание проблемной ситуации.

2.  Формулирование проблемной ситуации. Под проблемой в социологии всегда понимается противоречие. Выделяется два вида проблем: предметные - это  противоречие между тем,
что должно быть в норме, и тем, с чем мы сталкиваемся в жизни; гносеологические - это  противоречие между тем, что мы должны знать, и тем, что мы знаем.

3.  Определение цели исследования. Под целью исследования понимается назначение социологического исследования. Цели бывают теоретическими (для развития теории), практическими (для
внедрения результатов исследования в жизнь) и смешанными. Цель задает границы исследования (уточняет его вид и используемые методы).

4.  Определение предмета исследования.

5.  Указание на объект исследования. Как правило, под объектом понимается носитель информации.

6.  Определение задач исследования. Под задачами понимаются те вопросы, ответы на которые исследователь стремится получить. Задачи делятся на прямые и косвенные.

7.  Интерпретация основных терминов, которые описывают предмет исследования (теоретиче­ская). Она предполагает работу с абстрактными терминами:

а)  уточнение их содержания, связь с новым знанием;

б)  конкретизацию содержания.

8.  Операционализация (эмпирическая интерпретация) основных терминов, называющих предмет исследования. Целью этой процеду­ры является поиск операциональных понятий (конкретных понятий, составляющих содержание более абстрактного).

С процедур интерпретации и операционализации в исследовании начинается измерение.  Измерение предполагает процедуру поэтапной конкрети­зации абстрактного содержания понятия предмета исследования до таких пределов, когда мы его можем выразить виде эмпирических индикаторов и математических символов (индексов)..

9.  Выдвижение гипотез. Гипотеза - это предполагаемая модель результатов исследования. Виды гипотез: первичные и вторичные, основания и следствия.  Роль гипотезы в исследовании. Понятие верификации.

II.   Процедурный раздел.

1.   Измерение. К операциональным понятиям подбираются индикаторы, ( так индикаторами к опера­циональному понятию «уровень жизни» будут:

•  годовой совокупный бюджет семьи;

•  сумма годовой заработной платы на одного работающего;

•  сумма от продаж продуктов подсобного хозяйства, собственности;

•   

•  количество мясопродуктов, потребляемых одним человеком в год;

•  сумма, затраченная на проезд в год в общественном транспорте;

•  и т.д.).

2 Индикаторы, расположенные. В той или иной последовательности, образуют шкалу измерения. Виды шкал:

•  Номинальная (измеряют объективные признаки: пол, возраст, семейное положение, профессию).

•  Ранговая ( измерение признаков социальных явлений основано преимущественно на субъективных индикаторах, выражающих отношение респондентов к кому-либо, чему-либо). В социологии критерием точности ранговой шкалы является отражение различных оттенков. Некоторые шкалы могут
содержать до 100 индексов, но с такими шкалами трудно работать респондентам. По­ этому типично применение в социологии 3-х или 5-ти ранговой шкалы. Как правило,
она строится с выражением максимума вверху, минимума внизу и нейтральности в середине.