.
Г. Ливитт классифицировал виды коммуникации в социальной группе:
а) колесо;
б) цепочка;
в) круг;
г) Y.
Самыми продуктивными типами коммуникаций являются колесо и круг.
4. Членские группы - это такие группы, в которых субъект пребывает, членом которых он является и где его можно встретить, зная о принадлежности к этой группе.
5. Референтные группы - это:
а) группа, которая служит в качестве эталона при оценке собственного положения (эталонная группа);
б) группа ценностей и отношений, взгляды которой усваиваются индивидом (группа идентификации или якорная группа);
в) группа, членом которой индивид стремится стать, и со стороны которой он желает быть принятым (целевая группа).
7. Группы переходного типа - группы,
переходящие в организации (например, харизматические группы).
Это такие группы, в которых
имеются признаки первичной группы и организации, т.е. они служат для достижения
определенных целей. Группы называются так потому, что во главе их стоит лидер,
обладающий харизмой. Сущность таких групп
в непостоянстве организационной структуры и зависимости от лидера. В них нет
служебной иерархии, отношения определяются личной преданностью, а не
служебными правилами. В них нет четких организационных норм. Сохраняются до тех пор, пока лидер обладает притягательной
силой; потом либо распадаются, либо
переходят в организацию. Переход в организацию называется по – М.Веберу рутинизацией
харизмы. Процесс рутинизации состоит из 3-х стадий.
Первая - стадия кристаллизации. На
ней происходит осмысление потребностей общества, определение ниши и выработка
миссии организации.
Вторая - стадия признания. Лидер выходит из тени в свет, встречается с лидерами других организаций, ищет точки совместных действий, точки обмена, добиваясь признания.
Третья – стадия институализации. Деятельность внутри организации начинает осуществляться общепризнанным способом, т.е. разрабатываются деятельностные инструкции, внутрикорпоративный кодекс поведения, штатное расписание. Способы деятельности четко нормируются.
Функции групп:
1) упорядочивание взаимодействий;
2) осуществление социализации личности;
3) инструментальная;
4) экспрессивная, т.е. удовлетворение стремления человека в похвале и т.д.;
5) снятие негативных эмоций.
Лекция № 8
Социальные институты.
План.
1. Понятие социального института.
2. Процесс институализации.
3. Признаки социального института.
4. Виды институтов.
5. Функции социального института
6. Социальная организация: определение, природа, виды.
7. Социальный контроль.
1. Понятие социального института.
Социальный институт.Социальный институт - это одна из форм социальных взаимодействий. Он является главным компонентом социальной структуры общества, т.е. идентифицирует и координирует множество индивидуальных действий людей, упорядочивает социальные отношения (в основе социальных отношений лежит обмен).
Впервые в социологии категория «социальный институт» была введена американским социологом Вебле-ном («Теория праздного класса»). Он представил эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. В западной и отечественной социологии существуют различные представления, что есть социальный институт:
- ролевая система, в которую включены нормы и статусы;
- совокупность обычаев, традиций, правил поведения;
- формальная и неформальная организация;
- совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную схему общественных отношений;
- обособленный комплекс социальных действий.
Рабочим определением социального института будет следующее.
Социальный институт - это совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений.
Социальный институт есть продукт культурно-социального развития обществ. Культуру часто представляют как результат и форму приспособления к окружающей среде. Общество в течение истории вырабатывает механизм адаптации к среде своего существования и одним из инструментов механической адаптации является социальный институт.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.