Хронология нового времени стран Азии и Африки. Сущность династийных циклов и переходных периодов Китая. Политическая история Китая с конца 17 до нач. 19вв. Триединое учение. Опиумные войны в Китае и их значение, страница 8

Этот комплекс отражал  синкритизм  религ восприятия в китайском обществе.В Китае ,Японии, Индии нет понятия религ ереси,насел в этом плане там демократично. Триединое учение- 3учения.1-конфуцианство,по китайски наз  школа образованных людей. Это не религия и Конфуций не Бог. Это великий учитель, по всему Китаю есть храмы, но в них проводят го. Ритуалы и экзамены. Конфуцианство было основной религией Китая. Эта система этических норм, которая регулировала вопрос субординации. Подробно пописывала подчинение детей родителям, жены мужу, народа чиновникам. Конф. пословица: «Умереть с голоду событие маленькое, утратить мораль – большое».В конфуцианстве 2 вида мужей: Дун цзи- благородные мужи, их мало и  сло жнь  - простые подлые люди. Сло жнь  не знают правил, ритуалов, поэтому сеют дисгармонию, отсюда бедствия. Но каждый подлый чел, мож стать благородным мужем, познав ритуал. Дун цзи сеют вокруг себя гармонию. Все доктрины конфуцианства нацелены на реальный мир, а не потусторонний, главное достичь  благополучие в этом мире. Поэт Го Дзюи  мечтал укрыть  весь  китайский народ одеялом, чтобы было тепло. С конфуцианством связан культ предков. Все лучшее в будущем повторение прошлого. Лучшая прошлая эпоха – Чжоу. Культ предков и на уровне семьи: в домах таблички с именами предков, им поклонялись, курили  благовония.

В Китае всегда почитались старики, родители,, старшие, в период голода их кормили в первую очередь. За оскорбление родителей – смертная казнь. С конфуцианством было связано и то, что в Китае не принято  были эмоции ,должна быть маска. Чел не сущ вне коллектива. В Китае по этой причине сущ. Особые ценности, представления о жизни: мир нетолько в обществе, государстве, мир в душе человека, гармония совершенствования. Форма семейного счастья- благополучие, престиж семьи, много детей, составляющая традиц. учения – даосизм.

Имеет  двоякую соц- обществ. нишу.С одной стороны вобрал в себя древнекит. яз. культы выполняет функцию – погадать , поколдавать. У даосов культ разных Божеств .Идея ада и рая. Идея  фикс- достижение бессмертия. Сущ. Рецепты лекарств бессмертия: ртуть, перхоть ,ногти, мышьяк, слюда. Соверш. даос простую пищу не ест, питается землей. Культ 8 бессмертных, направлен на реальный мир. Это отдушина для индивидуалов в Китае.Это  антигосуд,антисоциал,антиобществ идеология.Главное в даосизме- познать дяо( «путь»).Это можно сделать одним  путем:слиться с природой, чтобы в аскетическую жизнь, т.е порвать с обществом и государством. Эта альтернатива конфуцианству.

Даосы прославились  ксенофобией, реакционными высказываниями, напр. «не выходя со двора, можно познать мир»,  «народ глуп и не надо его обучать».

З-е- буддизм, проник в Китай на заре  1тыс -я.Первый буддийск проповедник – Будтхитхарма. Утверждался буддизм в период  троецарствия в 3-6вв н.э. Стать национ. религией мешало стать некитайское происхождение. Это необычная религия: нет идеи Бога, ее даже наз. атеистским мировоззрением. Будда – не  Бог , а первый просветленный, достиг нирваны. В буддизме есть боги , но это мелкие зловредные существа: бесы подвержены карме.Буддизм был в виде 2х вариантов:1)- Чянь – буддизм(в Японии – дзэнь – буд-зм).в 1тыс. оформляется в период династии  Тянь и Сун,особенность, просветиться нужно   не путем зубрежки,а путем случайного просветления, внезапного озарения. Поэтому среди Чань- буддистов, популярны загадки -  пон.Буд-зм имел в Китае свою нишу- потустор. мир. Это одна из мировых доктрин, объясняет, что есть в потустор мире. Другая форма буд-зма- ламаизм. Его основатели – маньчжуры, монголы – стали ими в 16в,до этого монголы  были  христиане. Ламаизм возник на рубеже  14-16вв в Тибете, носили желтые шапки. Особенность ламаизма: крайний догмат буд-зма, где огромное  внимание уделяется обряду, ритуалу.

Особенность триединого учения: в Китай легко  проникали другие религии и в частности христианство.

7.Проникновение  европейцев в Китай с 16-на.19вв.

Русско-китайские отношения в 17- нач 19вв.