Хронология нового времени стран Азии и Африки. Сущность династийных циклов и переходных периодов Китая. Политическая история Китая с конца 17 до нач. 19вв. Триединое учение. Опиумные войны в Китае и их значение, страница 28

Ислам – версия иудаизма. Это религия обрядовая и в основе ее лежит покорность Аллаху. Основной момент – следование основным правилам, установленным Мухаммедом. Хадисы – рассказы, предания о жизни пророка Мухаммеда. Сунна – священная книга мусульман. На основе сунны и хадисов выработаны нормы шариата. Ислам – норма быта. 4 школы в суннизме (правовая школа – фикх). Ислам – религия кочевников. Не надо храмов. Расхождение восходит ко времени смерти Мухаммеда. Пророк Мухаммед не оставил распоряжений, кто должен его заместить. Одни считали, что халифом может стать любой из клана пророка (сунниты), другие – главой уммы должны стать потомки пророка от брака его любимой дочери Фатимы с Али (шииты). «Шия» - «партия» с арабского. Всего у шиитов выделяют 12 законных имамов.

Культ Али и культ Хусейна. Хусейн – сын Али и Фатимы, погиб во время сражения, поэтому культ мученичества. Шиитские праздники отмечаются в священный месяц – мухарам. 2 священных города в Иране – Неджеф и Кербела – святилища шиитов, там хоронили. Для шиита больше пользы и благоденствия посетить эти 2 города, чем съездить в Мекку. Для шиитов Мекка – воспоминание об узурпаторах. 7 пророков, последний – Исмаил. 12й имам Магомед вознесся на небо и оттуда продолжает править шиитской общиной. Развит догмат возвращения скрытого имама. Мессия – Махди, перед его пришествием должно было установиться царство дьявола. Махди установит царство справедливости. Под знаменем возвращения Махди проходили движения. Врата иджтихада – у суннитов они закрылись в X-XIIвв., у шиитов – открыты. Это возможность толковать Коран. В суннизме – 4 направления, толковать Коран болше нельзя. У шиитов можно.

Иранский шиизм: много рангов в духовенстве – моджтехиды (богословы) – их было немного, потом больше. Аятолла – титул. Новый титул – ходжет оль ислам (доказательство ислама). У кого больше учеников, тот и моджтехид. Каждый моджтехид может создавать свой толк. 2 религиозных центра – Межхед и Хум.  В шиизме много течений – ахбаризм (XVII – XVIIIвв.), шейхизм (полуеретическое течение), с конца XVIIIв. – усулизм. Среди усулитского духовенства полно сейдов – потомков пророка Мухаммеда. В Иране их более 1 млн. человек. Сейды имели привилегии: нельзя наказывать и казнить, его уважали. Шиизм значим свои тираноборчеством. Шах и светская власть – узурпаторы, поэтому толкают антишахские речи. Бест – место укрытия, никто не мог оттуда изъять: мечети некоторые, могилы святых, конюшня при дворе шаха, телеграфные станции.

До XIXв. шиитское духовенство вело себя смиренно, поддерживало централизованное государство. Шиитское духовенство – собственники. В их руках была судебная система, система образования и т. д. Шиизм – национальное мировоззрение иранцев.

22. Политическая история Ирана с конца 17-18 вв.

В 1502 Исмаилом основан мистический орден (первоначально суннитский, потом шиитский) – держава Сефевидов. Этот орден был племенным объединением красноголовых. В XVIв. шиизм становится государственной религией Ирана как знамя борьбы против суннитской османской империи. Расцвет державы Сефевидов приходится на правление Аббаса Великого (1587-1629) – наполовину перс (по матери). Несмотря на свои тюркские кочевнические корни боролся с кочевым началом, создал регулярную армию. При нем создана централизованная государственность. Внука он ослаблял наркотиками (обычай – во избежание смут убить всех претендентов на власть). При преемниках Аббаса Великого в целом держава Сефевидов продолжала существовать благополучно. Все правители-сефевиды любили пьянствовать. Большую роль играл гарем. Все решали черные и белые евнухи – возводили на престол и свергали. Коррупция очень велика. В конце XVIIв. начинаются деструктивные процессы, так как перемещение торговых путей – сместились к Африке, Иран остался не у дел. Возродили пышный титул древности – падишах (царь царей). Иностранцам старались предоставить сверхльготы, но реанимировать торговлю не удалось. Султан Усейн (1694-1722) – последний правитель-сефевид. Был мистиком, любил шиизм, что вызывало недовольство среди двора и армии. В конце его правления случилось следующее с Ираном: со всех сторон активизировались враги – напали узбеки, вторгались турки, правитель Моската, афганцы. В 1722 Афганистан традиционно рассматривался как часть Ирана. Афганцев возглавлял Мир Махмуд, его 20-30 тыс. армия блестяще разгромила 50тысю армию шаха, в результате осада столицы Исхаван – здесь укрылось 600 тысяч человек, начинается голод, афганцы не могли брать города, но из-за голода капитуляция, в итоге в октябре 1722 вошли в столицу. Султан Усейн снял корону и передал Махмуду. Семья сефевидов на положении пленников.