Хронология нового времени стран Азии и Африки. Сущность династийных циклов и переходных периодов Китая. Политическая история Китая с конца 17 до нач. 19вв. Триединое учение. Опиумные войны в Китае и их значение, страница 31

Движение бабидов – это форма религиозной реформации на востоке в Новое время. Оно было вызвано проникновением западной цивилизации. Было распространено в городских слоях. Основатель бабизма – Али Мухаммед, сын торговца, обладал красноречием, был начитан в области богословия, хотя его знание Корана было не безупречно. Первоначально был сторонником секты шехидов (шейхизм – полуеретический толк в шиизме). Потом создал свой толк, который был популярен и среди шиитов, суннитов, евреев и христиан. 1844- миллениум: тысяча лет с исчезновения 12го шиитского имама, который вознесся на небо в 843г, он должен вернуться и установить царство справедливости, перед возвращением мессии Махди должно установиться царство дьявола – Карима. В Иране, видя бедствия народа, в правлении шаха видели дьявола. В 1844 Али Мухаммед объявит себя бабом – «врата», через которые войдет Мах ди. Объявил, что в него вселилась душа пророков, он посланник божий. В 1847 он объявит себя Мах ди. В 1847 его схватят, и он в крепости напишет книгу Бебане – откровения. История согласно бабу имеет следующую провиденциальную динамику: мир живет от пророка до пророка. Каждый пророк получает от Бога книгу, по этим правилам последующее тысячелетие живет мир. Для него священным числом было 19 (Бог – 18 в арабском языке + 1 – единая душа). Бабиды верили в переселение душ, Страшный суд, ад и рай, проповедовали поощрение торговли, баб разрешал взимать процент, равенство, в том числе между мужчиной и женщиной. Многоженство запрещено, браки сложно расторгнуть. Гурет эль айн пропагандировала многомужества, одна из ближайших помощников баба. Ксенофобы, против проникновения иностранцев вглубь Ирана, за социальную справедливость. В 1848, пользуясь ситуацией междуцарствия, бабиды подняли восстание – не было единым, 3 очага: на севере – Мазердарам (крепость Шейктаберсе правительственные войска не могли взять 7 месяцев), в Дзейжане и Нейризе. В 1848 бабиды решили совершить покушение на шаха, следовательно, шах решил казнить баба. Но баб – сиит – потомок пророка Мухаммеда, нельзя казнить, поэтому в 1850 приглашен отряд крестьян, они его расстреляли, тело волокли по улицам. В подавлении восстания устраивали резню. Но бабиды уцелели. От бабизма отпочковался бехаизм – утверждает, что все религии мира должны объединиться в одно целое. Восстание бабидов – реакция снизу на влияние запада. Не привело к обновлению иранского общества.

26. Особенности исторического развития Османской империи. Социально-экономический и политический строй традиционного общества Османской империи.

У Османской империи общее место рождения с Византией, это общее скопище народов, культур, после ее распада – 38 государств. У Османской империи и Византии – общая черта: объединить восточное средиземноморье при наличии общего национального начала. Это были религиозные теократические империи (Византия – империя всех православных, Османская империя – всех суннитов). Султан был халифом («тень бога») с 1516-17гг., когда был захвачен Египет, где жили потомки халифов. Султан-халиф – глава всех правоверных, хранитель Корана, организовал хадж в Мекку. Власть его признавали как власть религиозную, не светскую. Ее огромность призрачна: Магриб отпал в XII в., часто власть султана распространялась только на столицу с окрестностями. Он формально назначал тех людей в провинциях, кто захватил власть, эмирами. Это началось с XIIв. В XV-XVI вв. Османская империя – это мощное сильное государство. Ее сила обусловлена многими факторами:

1)  Османская империя впитала в себя достижения прежних народов.

2)  Это центр международной торговли. Ливантийская торговля приносила богатства.

3)  война. Военные сборы летом, на зиму распускали. Когда Османская империя вела войну, все начинало работать отлажено в этой системе. С другой точки зрения, это фактор разрушения.