Хронология нового времени стран Азии и Африки. Сущность династийных циклов и переходных периодов Китая. Политическая история Китая с конца 17 до нач. 19вв. Триединое учение. Опиумные войны в Китае и их значение, страница 22

Причины кризиса династии. Эволюция типичная, завоевания закончились. Система, которая эффективно работает лишь при расширении государства, начинает его разрушать, так как при отсутствии завоеваний основной доход не от военной добычи, а от эксплуатирования джагиров, в результате джагир-гары не хотели служить государству. Джахангир разрешил собирать джагир-гарам налоги, потом джагиры стали наследственными. К концу XVIIв. усилилась коррупция, возникла биржа, где за взятки продавались джагиры.

При империи великих моголов были собраны сказочные богатства. Государственный бюджет – 80 млн. фунтов стерлингов. Каждый правитель строил себе новую столицу. Знаменитый павлиний трон из золота и драгоценных камней стоит 6 млн. Алмаз-шах подарили России за убийство Грибоедова, чтобы загладить вину. Была высокая степень развития ремесла. Но единого государства создать не удалось, так как не было всеиндийского рынка, экономически территории слабо связаны. Когда военно-ленная система разложилась, держава распалась. Наместники создали свои наследственные династии, которые формально подчинялись центру.  В Дели хозяйничали интриганы, которые по своему усмотрению меняли могольских правителей. В борьбу за гегемонию вступили маратхи, бенгальцы. Ситуацию усугубили вторжения с севера. В 1739 правитель Ирана Нагир-шах, якобы преследуя афганцев, вторгся в страну, разгромил армию у Дели, падишах отдал ключи от города, просил оставить в живых. Нагир-шах сначала устроил свадьбу своего сына и дочери падишаха, потом прошел слух, что падишах умер, в результате – восстание, грабеж, Нагир-шах вывез много драгоценностей. Его соратник – Ахмат-шах-дурани – был основателем современного государства Афганистан. В 1761 – битва при панибате: Ахмат-шах-дурани против маратхов, он победил, но вынужден был отступать, так как армия ослабла. Инициативу объединения страны у мусульман забрали англичане. 

16. Социально-экономический и политический строй традиционного общества в Индии в новое время

        Социальная структура Индии оставалась традиционной. Лицо Индии определяла община – панчаят («совет пяти»). Община обладала правом собственности, общинники могли нанимать работников со стороны, содержала 8-12 ремесленников – это всегда неприкасаемые, жили за пределами деревни и выполняли самую грязную работу. В рамках общины находилась административная, хозяйственная, религиозная, военная власть. Человек в Индии был свободным, но общинно-кастовые  путы были настолько сильны, что человек не мог покинуть свою касту, так как сразу опускался на социальное дно. Крепкие общинно-кастовые отношения сохраняют социальную гармонию: никаких грандиозных крестьянских восстаний в Индии не было. Эта цивилизация религиозно детерминирована: для индуизма и буддизма центральная идея – дхарма – нравственные ценности, задачи жизненного пути конкретного человека, с точки зрения религиозного индивидуализма человек сам виноват в том, что родился в таком обличье, так как это является результатом его прошлой жизни. Каст в Индии неизвестно сколько. Считалось, что касты возникли из четырех первых варн, в реальности из-за: 1) хозяйственного дифференцирования, 2) на национальной основе, 3) межкастовые отношения. Дхарму можно соблюдать лишь при наличии религиозной чистоты. Можно перейти из одной касты в другую, но нелегким путем.

        Первый русский посол, добравшийся до Индии, - Семен Маленький – приехал в 1696г. при Аронзете. До этого посольства не пропускал Иран. Аронзет дал грамоту на имя царей Петра и Ивана – разрешалось русским купцам приезжать в Индию и вести торговлю.

        Общинно-кастовая система существует за счет религиозных представлений. Индуизм – популяризация древнего брахманизма. Индуизм опирается на древние эпические тексты. Существует сакральный индуизм, который знаком только посвященным. Индуизм – стиль жизни. Это не мировая религия. В индуизме нет понятия ереси, в Индии не шли религиозные войны, так как истину до конца понять невозможно, она доступна лишь избранным. Это жизнерадостная религия. Индуисты поклоняются объектам одухотворенной и неодухотворенной материи. Например, корова – священное животное, ее тело символизирует космос. Индусы не пьют молока, как и китайцы и японцы. Индуисты поклоняются горам, рекам, например, река Ганг – в ее районе крупнейший центр индуизма – Варанси.