Хронология нового времени стран Азии и Африки. Сущность династийных циклов и переходных периодов Китая. Политическая история Китая с конца 17 до нач. 19вв. Триединое учение. Опиумные войны в Китае и их значение, страница 27

Это восстание заставило англичан пересмотреть всю систему управления в Индии. 1 ноября 1858 королева Виктория упраздняет Ост-Индскую компания, ее долги розданы из средств индийских налогоплательщиков. Реформа сипайского войска, стали набирать не из жителей Индии, а, например, из Непала. После восстания сипаев прекращаются гонения на индийскую знать, отменяются дискриминационные законы, осыпают индийских князей наградами, возвращают родственникам их владения, в результате они стали надежными союзниками Англии.

20. Социально-экономический и политический строй традиционного общества Ирана.

Иран – самоназвание данной страны («страна ариев»). Это высокогорная страна. Возможно только ирригационное орошение. В Иране наблюдалась двойственная природа. Кочевники – иляты – тюркоязычные; арабы -  на юго-западе страны. Земледельцы (крестьяне) – райят. Были в основном ираноязычные (говорили на языке форси (персидский язык)). Иран представлял собой монолитное цементирующее начало – шиизм. В 1796г. к власти пришли каджары, их династия будет править до 1825г. Кочевники выполняли двоякую функцию – быстро создавали и разрушали государства. Государства недолговечны. Правителям Ирана сложно было поддерживать порядок в стране. Рыхлость государственного образования в Иране. Подобные государства держались на сильных правителях. Падишахи Ирана пытались это исправить. Хотели создать централизованную систему управления. При Аббасе Великом – расцвет государства. Создал регулярную армию, встроенную систему управления.

Рыхлость Иранского государства предопределило чрезмерную жестокость иранских правителей. Персы – крестьяне крепостными не были. Райят были арендаторами земли. Платили налоги (харадж). Форма налога пятичленная: на землю, воду, рабочие руки, скот и на зерно. В Иране существовала военно-ленная система. Дивани – государственные земли. Хоссе – шахский домен. Поместье – тиулы, сойюргалы. Условные владения. Были частные земли – мульки. Форма церковного имущества – вакф (вакуф) – были у мечетей. Не облагались налогами. Система: министерства (дивани), меджлис (правительство). Глава правительства – визир (садразам). Большую роль играл двор в жизни Ирана. Черные и белые евнухи. Черные – индусы, белые – выходцы с Кавказа. На государственные посты шах стремился ставить своих родственников Взятка – пишкеш (бакшыш). Без взятки ничего не решалось. Провинции назывались беглербейства (губернаторы - беглербеки). Города были огромные, многолюдные. Центр городской жизни – базар. Это особый социокультурный мир. При базаре – мечеть. Многие истории связаны с базаром. Большую роль в международной торговле принадлежала армянам. Был целый район в столице Ирана (Исфахан – до середины XVIII в.).

Парсы – зороастрийцы, бабиды и бехаиты. Религиозная терпимость. В XIX в. – стамбульчи – купцы, ездившие за товарами в  Стамбул. Торговые пути сухопутные, уязвимые. Иран и Россия – традиционные партнеры. Столицей Ирана короткое время был Шираз. При Каджарах – Тегеран. Прим каджарах наследник престола жил в Тебризе, а не с родителями в столице, у него был свой двор.

21. Место шиитского духовенства в истории Ирана нового времени.

Проблема шиизма – это версия ислама оказывает воздействие на ход событий в Иране. Есть 2 основных направления в исламе – суннизм (90% мусульман – сунниты) и шиизм (10%). География распространения шиизма: Иран, область в Таджикистане, Ирак (2/3), Ливан (1/3), Сирия, страны Персидского залива, страны юга Аравийского п-ова (Оман и Йемен). В древности шиизм был в Египте. В Иране шиизм обосновывается в начале XVIв. Он стал знаменем борьбы против агрессии Османской империи (сунниты). Шиизм стал государственной религией. Различия восходят к временная пророка Мухаммеда. Все мусульмане представляют собой единую общину – умма – особенность: нет разделения на светскую и религиозную власть. В исламе нет института священников. Есть богословы-правоведы (кади, муфтии, улемы, имамы) – это настоятели на службе. Мусульмане: 1) пятикратный ежедневный намаз (молитва), 2) 3 раза произносить формулу шахаде – «нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его». 3) пост – священный месяц рамадан (рамазан). 4) хадж в Мекку. 5) налог в пользу бедных – закят.