Хронология нового времени стран Азии и Африки. Сущность династийных циклов и переходных периодов Китая. Политическая история Китая с конца 17 до нач. 19вв. Триединое учение. Опиумные войны в Китае и их значение, страница 32

Общество Османского государства сложное, пестрое, турки – не большинство (30%).

Османская империя делилась на турки и не турки, мусульмане и не мусульмане, правоверные мусульмане и не правоверные мусульмане. Всего в Османской империи 35млн. человек, 15млн. – в европейской части (из них 20% мусульман), 9 млн. – в Анатолии, 15млн. – в Африке, Азиатских владениях. Не мусульмане в Азии – 20% населения.

Все годы существования турецкого государства правила династия Осман – возникла в 1299, основатель – Осман, просуществует до начала XX в. Жители городов себя называли османами, деревни – мусульманами, слово «турок» - ругательное (значит «мужлан», «деревенщина»). У султана-халифа огромная власть, но народ в османской империи имел право на революцию, когда его действия противоречили нормам Корана, в результате появилась должность шейх-уль-ислам: он вместе с представителями суннитского духовенства трактовал любое решение султана-халифа в соответствии с Кораном, если отрицательное фейтва («решение») ничего сделать не мог. Братоубийство во время восшествия правителя на престол, дабы избежать кровавой смуты. С конца XVI в. это правило стало меньше работать, принцев оставляли в живых, но они жили в так называемых клетках-кафесах – закрытые дворцы, их окружали женщины – кастрированные наложницы. Такой человек не был психически здоровым. Начиная с XVII в. большинство правителей Османской империи были недееспособными, больными, не занимались государственным управлением.

В Османской империи вся система власти выстроена вокруг сильного правителя; когда его не стало, все пришло в упадок. Султаны-халифы были людьми мастеровитыми, занимались ремеслами. Их матери – русские, украинки, итальянки, черкешенки.

Правительство называлось диван-мехумаюн (императорский совет). Там господствовал принцип единства и равноправия.

Премьер-министр назывался великий вазир. Перед вступлением на должность его вели в особую комнату, где были ниши с отрезанными головами нерадивых предшественников. Система управления в Османской империи: дифференциация по функциям была слабой, военное управление: Великому вазиру подчинялись белербеки, им – санджамбеи и субаши; т.н. гражданское управление – возглавлял шейх-уль-ислам, ему подчинялись кадии в провинциях (эолетах), уездах, округах. Кадии – это и мусульманские богословы, и настоятели на службах, и чиновники. Финансовая служба во главе с дефтердаром.

В целом система управления в Османской империи слабо развито, т.к. это слабо централизованное государство. Схема управления: более-менее централизованный административный центр на фоне огромного моря самоуправляющихся общин (таифа) без наличия среднего звена (в этом заключалась проблема). Все мусульмане объединялись в общины во главе с шейхами. Государство в Османской империи старалось не пускать местных в государственные структуры – в этом особенность: в османской империи правили не турки, а иностранцы (их называли энджнэби) – эта особенность сохранялась вплоть до XX в. Существовал налог – девшерме с XV-XVI вв. – на не мусульманских христианских мальчиков 9-14 лет. Их насильно забирали из семьи и отдавали на воспитание в турецкие семьи, они принимали ислам, изучали турецкий язык, после того как подрастут, их направляли в пажские корпуса в столицу – из них правительственная элита – сословие капы-кулу («рабы августейшего порога»). После окончания пажских корпусов по талантам определяли куда направить. Большая часть – в армию. Самые известные капы-кулу – корпус янычар. Капы-кулу имели право жить с женами, но все их имущество доставалось обратно султану-халифу, их дети не имели права на эти должности. Османская империя – скопище народов, религий, культур, следовательно, доверять местному населению нельзя, можно доверять искусственно выращенной элите. Благодаря этому институту удалось вобрать в себя весь пассионарный фонд: талантливые люди сами шли служить к туркам – таких в Европе называли «ренегатами». Они не порывали связи с христианскими родственниками.