Хронология нового времени стран Азии и Африки. Сущность династийных циклов и переходных периодов Китая. Политическая история Китая с конца 17 до нач. 19вв. Триединое учение. Опиумные войны в Китае и их значение, страница 35

Кёпрюлю правили во время царствования Султана-халифа Мехмеда IV (1648-1687). У него мама – русская, от русских он перенял любовь к лихой езде, масштабным охотам. Обожал гарем и по сути не занимался управлением. Именно его мать пригласила в 1656 на пост великих вазиров Кёпрюлю. Мехмед-паша – первый из этой династии, были албанцами по происхождению. Мехмед-паша был поваренком. После него Ахмед-паша. Во время правления Кёпрюлю албанцы стали массово переходить из православия  в ислам. Их реформы – традиционалистские: жесткой властной рукой наводился порядок – преследовали казнокрадов, порядок в вассально-ленной системе, выросло число янычаров (впервые за счет мусульман). С ними связана и другая новация: они завели свою обширную гражданскую администрацию и постепенно эти гражданские чиновники стали вытеснять капы-кулу (в XVIII в. составляли 10%). Но все равно традиция брать на службу не турок. Резиденция вазиров находилась рядом с воротами султанского дворца (ворота – «порта», отсюда прозвище Турции – «Блистательная порта»). С ними связаны последние весомые достижения Османской империи. Турки воевали с Россией, на время захватили Правобережную Украину. 2я осада Вены в 1683 (1я в 1529). Идея-фикс в Османской империи – сорвать красное яблочко (папский престол Собора Петра в Риме), цель – завоевать всю Европу. 2 месяца 13тыс. гарнизон сражался против 200тыс. войска султана-халифа (большую часть составлял обслуживающий персонал + 40-50тыс. прислал крымский хан) – безуспешно. Через 2 месяца польский правитель Ян Сабеский с войском 20 тыс. человек атаковал турок, те бежали. Начинается откат турок из Европы. Турок во 2й поход против Вены пригласили венгерские феодалы (страдали от Габсбургов). Кёпрюлю временно отстранили от власти. Против Турции Священная лига в 1684 (Австрия, Польша, Мальтийский орден, Россия, Венеция). Турции был нанесен сокрушительный удар. В 1699 Кармаитский мир: Турция теряла Венгрию, Трансильванию, Сербию, Слобонию, Азов.  Венеции достались Далмация и п-ов Пелопонес.

В начале XVIIIв. Турция продолжала вести войны, вернула Азов. В 1718 турки одержали победу и вернули Белград (часть Сербии). До конца XVIIIв. нельзя говорить о том, что Турция – больной человек Европы. Турки понимали, что турецкое общество нуждается в реформах. 1я модернизация началась в правление Ахмеда III (1703-1730) – это эпоха меле-дерви («эпоха тюльпанов») – из Голландии привезли тюльпаны, отсюда мода на них. Эпоха  тюльпанов – поверхностная вестернизация. В это время управлял великий вазир Невшехерли – устраивал празднества, при нем в 1720 отправлено посольство в Париж. Посол был принят при дворе Людовика XIV, в итоге издана книга о посольстве, т. о. знакомились с достижениями запада. В этот период началась активная деятельность турецкого просветителя Ибрагима Мутеферика (венгр, получил иезуитское образование, его взяли в плен, стал рабом, приянл ислам) – завел впервые в Османской империи в 1727 типографию. Было издано в ней около 10 книг за 10 летний срок существования. Тираж – чуть более 12 тыс. экземпляров. Это в основном переводы. Причем мусульманское духовенство запретило издание Корана и мусульманских духовных книг, дабы призванные писцы не остались без работы. Ибрагим – писатель, основной сюжет его книг – как обустроить и улучшить Османскую империю. Его книга «Основы мудрости в устройстве народов». В Османской империи появляется типичный сюжет для восточных стран. Вся европеизация закончилась народным восстанием Патрона Халиба. 2 причины: вторжение в Иран и дороговизна и проблема продовольствия в Стамбуле. Ахмеда III свергли. На протяжении всего XVIIIв. при Абдуле-халибе I были многочисленные попытки половинчатой модернизации. Но все они фрагментарны и малоуспешны. Заканчивались тем, что янычары поднимали бунт.