· анализировать процесс развития государственных форм жизни белорусского народа;
· проводить сравнительный анализ положения белорусских земель в Великом княжестве Литовском, Русском, Жемойтском и Речи Посполитой в различных контекстах: политическом, социально-экономическом, культурном.
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь выражать и обосновывать свою позицию;
· вести научный диалог по дискуссионным вопросам отечественной истории;
· уметь оценивать историю Беларуси в цивилизационном контексте;
· приобрести политическую толерантность и опыт политического консенсуса на основе знания отечественной истории.
4. Основные учебные вопросы (план):
1. Люблинская уния 1569 года.
2. Политический строй Речи Посполитой.
3. Войны середины XVII в.
4. Брестская религиозная уния 1596 г.
5. Причины политического упадка и кризиса Речи Посполитой. Разделы Речи Посполитой.
6. Культура.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Какие причины подтолкнули Великое княжество Литовское к заключению Люблинской унии?
2. На каких условиях произошло объединение государств по Люблинской унии?
3. Была ли у Великого княжества Литовского, кроме союза с Польшей, альтернатива выхода из политическо-экономического кризиса 60-х годов XVI в.? Свой ответ обоснуйте.
4. В чем проявлялся федеративный характер Речи Посполитой как государства?
5. Какой характер имели народные выступления на территории Беларуси в 1648-1651 гг.?
6. Каковы итоги казацко-крестьянской войны для Беларуси?
7. Чем отличительна война 1654-1667 гг. в истории Беларуси?
8. Какие цели преследовали различные религиозно-политические круги заключением Берестейской религиозной унии?
9. Какое политическое и культурное значение Берестейской унии?
10.Каковы были причины падения Речи Посполитой? Как Вы думаете, что нужно было делать правящим кругам Речи Посполитой, чтобы избежать краха страны?
11.Какая причина была использована Россией для проведения первого раздела Речи Посполитой?
12.Дайте оценку Конституции 3 мая 1791 г.
13.В чем особенности восстания 1794 г.?
14.Можно ли дать однозначную оценку включения Беларуси в состав Российской империи? Свой ответ обоснуйте.
15.Какое решение сейма кардинально изменило положение белорусской культуры в Речи Посполитой?
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
1. Общественно-политическая и философская мысль в Беларуси в XVII-XVIII вв.
2. Казимир Лыщинский - белорусский мыслитель-атеист.
3. Афанасий Филипович - общественно-политический и церковный деятель.
4. Милентий Смотрицкий - белорусский писатель-полемист.
5. Канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега.
7. Литература:
Основная:
1. Лекционный материал.
2. Гiсторыя Беларусi / А.Л.Абецэдарская i iнш. - Мн., 1997.
3. Лыч Л., Навiцкi У. Гiсторыя культуры Беларусi. - Мн., 1996.
4. Нарысы гiсторыi Беларусi. - Ч.1. - Мн, 1994.
Дополнительная:
1. Iгнатоўскi У.М. Кароткi нарыс гiсторыi Беларусi. - Мн., 1991.
2. Белоруссия в эпоху феодализма. - Т. 11. - Мн., 1960.
3. Гiсторыя Беларусi / Пад рэд. Я.К.Новiка, Г.С.Марцуля. - Ч.1. - Мн., 1998.
4. Гiсторыя Беларускай ССР: У 5 т. - Т.1. - Мн., 1972.
5. Доўнар-Запольскi М.В. Гiсторыя Беларусi. - Мн., 1994.
6. Короткий В.Г. М.Смотрицкий. - Мн., 1987.
7. Коршунов А. Афанасий Филипович. - Мн., 1965.
8. Мальцев А.Н. Россия и Белоруссия в середине XVII века. - М., 1974.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.