во второй половине ХХ в. - начале ХХI в.
(1 занятие)
1. Введение (актуальность) темы:
С середины 50-ых годов республика вступает в период экономических реформ. Приближение руководства к производству принесло определенные плоды. С середины 60-ых годов наблюдается быстрый подъем экономики, повышение материального благосостояния населения, однако уверенность в завтрашнем дне сочеталась с засилием бюрократизма, консервативно-охранительных тенденций в идеологии, дальнейшим сужением сферы функционирования белорусского языка.
С 1985 г. экономика республики развивалась в условиях определенного партийным руководством курса на ускорение, которое предполагалось осуществлять на основе форсированного развития машиностроения. В дальнейшем определились такие приоритетные направления, как расширение прав предприятий, их самостоятельности, укоренении хозяйственного расчета, что означало переход от административных к преимущественно экономическим методам управления. Однако ряд разработанных программ ("Интенсификация", "Жилье" и т.д.) остались на бумаге. Экономический кризис 1988 г. охватил и Беларусь, развеявши миф о белорусском "экономическом оазисе".
Попытка в августе 1991 г. консервативной части сторонников СССР сохранить Союз, только ускорила его распад.
В условиях жесткого товарного кризиса каждая республика старалась защитить свой потребительский рынок. Талоны, купоны, "зайчики" - вот этапы на пути ограничения экономических отношений с другими республиками, на которые вынуждена была стать и Беларусь.
Таким образом, определенные приобретения (формирование многопартийности, демократизация общественно-политической жизни, повышенный интерес к национальному наследию) сопровождались социальным напряжением, ростом недоверия к властным структурам. На этом фоне выборы первого президента республики виделись началом стабилизации.
2. Цель: Познакомить студентов с социально-экономическим и политическим развитием БССР в 50-ые - 90-ые годы.
3. Задачи:
Студент должен знать:
· основные исторические факты, даты, события, имена исторических деятелей;
· этапы социально-экономического и политического развития в изучаемый период;
· основные понятия темы;
· факторы исторического развития;
· персоналии культуры.
Студент должен уметь:
· характеризовать этапы развития республики в изучаемый период;
· анализировать причины и следствия исторических событий;
· анализировать процесс обретения независимости республикой в контексте экономических и политических выгод для белорусского народа;
· анализировать, интерпретировать основные тенденции современного развития Республики Беларусь, становление гражданского общества и правового государства;
· характеризовать духовные ценности и достижения белорусской национальной культуры.
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь выражать и обосновывать свою позицию;
· вести научный диалог по дискуссионным вопросам отечественной истории;
· уметь оценивать историю Беларуси в цивилизационном контексте;
· приобрести политическую толерантность и опыт политического консенсуса на основе знания отечественной и мировой истории.
4. Основные учебные вопросы (план):
1. Общественно-политическое и социально-экономическое развитие республики в середине 50-х - середине 80-х годов.
2. Образование, наука и культура в середине 50-х - середине 80-х годов.
3. Чернобыль - угроза генофонда Республики Беларусь.
4. Народное хозяйство Беларуси в середине 80-х - начале 90-х годов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.