«История Беларуси», учебно-методическая разработка для студентов, страница 5

18.Почему совместное проживание белорусов и литовцев в ВКЛ не могло затормозить процесс складывания белорусов в самостоятельное этническое общество?

19.Объясните понятия "Возрождение", "Гуманизм".

20.Назовите специфические черты эпохи Возрождения в Беларуси.

21.Какие цели перед собой ставило такое общественно-политическое и идеологическое течение как реформация?

22. Дайте характеристику основным реформаторским течениям, которые действовали в Беларуси.

23. Какова судьба реформации на территории Великого княжества Литовского?

24. Какими культурными процессами сопровождались реформация и Ренессанс в ВКЛ?

25. Какую роль в развитии культуры белорусского народа сыграли православные братства?

26. Назовите основные тенденции в развитии архитектуры и изобразительного искусства Беларуси.

            6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1.  Великие князья Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского.

2.  Статуты Великого княжества Литовского как примеры правовой мысли на                 Беларуси.

3.  Константин Острожский - государственный деятель и полководец.

4.  Жизнь и деятельность Франциска Скорины.

5.  Жизнь и деятельность Сымона Будного и Василя Тяпинского.

6.  Проникновение идей Возрождения в белорусскую культуру.

7.  Архитектура Великого княжества Литовского.

            7. Литература:

Основная:

1.  Лекционный материал.

2.  Гiсторыя Беларусi / А.Л.Абецэдарская i iнш. - Мн., 1997.

3.  Iгнатоўскi I. Кароткi нарыс гiсторыi Беларусi. - Мн., 1991.

4.  Лыч Л., Навiцкi У. Гiсторыя культуры Беларусi. - Мн., 1996.

5.  Нарысы гiсторыi Беларусi. - Ч.1. - Мн, 1994.

            Дополнительная:

1.  Iмя тваё Белая Русь (Уклад. Г.М. Сагановiч). - Мн., 1991.

2.  Доўнар-Запольскi М.В. Гiсторыя Беларусi. - Мн., 1994.

3.  Ермаловiч М.I. Старажытная Беларусь. Вiленскi перыяд. - Мн., 1994.

4.  Немировский Е.Л. Франциск Скорина. Жизнь и деятельность белорусского просветителя. - Мн., 1990.

5.  Подокшин С.А. Реформация и общественная мысль Белоруссии и Литвы (2-ая половина XVI - начало XVIIв.). - М., 1976.

6.  Сагановiч Г.М. Айчыну сваю баронячы: Канстанцiн Астрожскi. - Мн., 1992.

7.  Статут Вялiкага княства Лiтоўскага 1588: Тэксты, даведнiк, каментарыi. - Мн., 1989.

8.  Трусаў А.А. Старонкi мураванай кнiгi. Манументальная архiтэктура эпохi феадалiзму. - Мн., 1990.

9.  Францыск Скарына i яго час. Энцыклапедычны даведнiк. - Мн., 1988.

10.Юхо Я.А. Кароткi нарыс гiсторыi дзяржавы i права Беларусi. - Мн., 1992.

Тема 4. БЕЛАРУСЬ В СОСТАВЕ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ

            1. Введение (актуальность) темы:

            Заключение унии между двумя соседними государствами - Великим княжеством Литовским, Русским, Жемойтским и Польским королевством - было событием, которое предопределило дальнейшую судьбу не только тех народов, что населяли эти страны, но и имело значительное влияние и на положение дел во всей Европе. Так как на ее карте появилось новое государство - Речь Посполитая - одно из самых больших и мощных.

            2. Цель: Познакомить студентов с политическими, экономическими, социальными, культурными процессами, протекавшими на территории Беларуси во времена существования государства Речь Посполитая.

            3. Задачи:

Студент должен знать:

·  основные исторические факты, даты, события, имена исторических деятелей;

·  факторы исторического развития белорусских земель в Речи Посполитой.

            Студент должен уметь:

·  анализировать причины и следствия исторических событий;