«История Беларуси», учебно-методическая разработка для студентов, страница 12

            Эти факторы во многом повлияли на развитие национального движения и поиск путей самоопределения Беларуси.

            2. Цель: Познакомить студентов с экономическими, социально-политическими процессами, протекавшими на территории Беларуси после свержения царизма и октябрьской революции 1917 г.

            3. Задачи:

Студент должен знать:

·  основные исторические факты, даты, события, имена исторических деятелей;

·  основные понятия темы;

·  факторы исторического развития.

            Студент должен уметь:

·  анализировать противоречивые процессы исторического развития;

·  анализировать причины и следствия исторических событий;

·  анализировать процесс развития государственных форм жизни белорусского народа.

            Студент должен приобрести навыки и качества:

·  уметь выражать и обосновывать свою позицию;

·  вести научный диалог по дискуссионным вопросам отечественной истории;

·  уметь оценивать историю Беларуси в цивилизационном контексте;

·  приобрести политическую толерантность и опыт политического консенсуса на основе знания отечественной и мировой истории.

            4. Основные учебные вопросы (план):

1.  Октябрьская революция 1917 г. в Беларуси.

2.  Развитие белорусского национального движения в межреволюционный период (февраль-октябрь 1917 г.).

3.  Первый всебелорусский съезд.

4.  Провозглашение Белорусской Народной Республики.

            5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Какие органы власти действовали на территории Беларуси после февральской революции 1917 г.?

2.  Какую политическую цель ставил в своей деятельности БНК?

3.  Какая из политических партий и почему пользовалась наибольшим влиянием среди крестьян в Беларуси?

4.  Какую позицию занимала БСГ после февральской революции?

5.  Какая из белорусских организаций принимала участие в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде?

6.  В чем было основное отличие позиций Белорусского областного комитета и Великой Белорусской рады?

7.  О создании  какого органа  местной  власти была  принята  резолюция на I Всебелорусском съезде? Почему был разогнан съезд?

8.  С каких событий можно считать начало гражданской войны в Беларуси?

9.  В границах какой территории объявлялась Белорусская Народная Республика согласно II и III Уставных грамот?

10.Как относились германские оккупационные власти к БНР? Какие государства признали независимость БНР?

            6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1.  Белорусская Народная Республика: возникновение и судьба.

2.  Жизнь и деятельность Антона Луцкевича.

3.  "Отцы" БССР и их судьба.

            7. Литература:

            Основная:

1.  Лекционный материал.

2.  Гiсторыя Беларусi / А.Л.Абецэдарская i iнш. - Мн., 1997.

3.  Нарысы гiсторыi Беларусi. - Ч. 2. - Мн., 1995.

            Дополнительная:

1.  Доўнар-Запольскi М.В. Асновы дзяржаўнасцi Беларусi. - Мн., 1994.

2.  Калубовiч А. "Айцы" БССР i iхнi лес. - Мн., 1992.

3.  Луцкевiч А. З дваццаць пяць гадоў (1903-1928). - Мн., 1991.

4.  Октябрь 1917 года и судьбы политической оппозиции. - Ч. 2. - Гомель, 1993.

5.  Сидоревич А. Антон Луцкевич // Неман. - 1990. - № 7.

6.  Цвикевич А. Краткий очерк возникновения Белорусской Народной Республики. - Мн., 1990.

Тема 8. БЕЛАРУСЬ НАКАНУНЕ И В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

(2 занятие)

            1. Введение (актуальность) темы: