«История Беларуси», учебно-методическая разработка для студентов, страница 2

5.  Назовите отличительные особенности бронзового века в Беларуси.

6.  Почему изменился тип поселений в железном веке?

7.  Охарактеризуйте эволюцию хозяйственных занятий первобытного человека Беларуси.

8.  Как происходила первоначальная славянизация территории Беларуси?

9.  Какой тип захоронения существовал у славян в дохристианское время?

10. Какой бог был главным в языческом славянском пантеоне?

            6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1.  Первоначальное заселение территории Беларуси.

2.  Бронзовый век на территории Беларуси.

3.  О концепции этногенеза белорусов в трудах М.И.Ермоловича.

            7. Литература:

            Основная:

1.  Лекционный материал.

2.  Гiсторыя Беларусi / А.Л.Абецэдарская i iнш. - Мн., 1997.

3.  Iгнатоўскi I. Кароткi нарыс гiсторыi Беларусi. - Мн., 1991.

4.  Лыч Л., Навiцкi У. Гiсторыя культуры Беларусi. - Мн., 1996.

5.  Нарысы гiсторыi Беларусi. - Ч.1. - Мн, 1994.

            Дополнительная:

1.  Ермаловiч М.I. Старажытная Беларусь. - Мн., 1990.

2.  Загорульский Э.М. Древняя история Беларуси. - Мн., 1977.

3.  Калечиц Е.Г. Первоначальное заселение территории Белоруссии. - Мн., 1984.

4.  Чарняўскi М.М. Бронзавы век на тэрыторыi Беларусi. - Мн., 1981.

5.  Штыхаў Г.В. Ажываюць сiвыя стагоддзi. - Мн., 1982.

Тема 2. ПЕРВЫЕ  ФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ  БЕЛАРУСИ

            1. Введение (актуальность) темы:

            Конец первого - начало второго тысячелетий - период складывания предпосылок для формирования белорусской народности. Она вырастала на основе экономической, социальной,  политической общности племен, что находило свое выражение в первых государственных объединениях, особую роль среди которых играли Полоцкое и Туровское княжества.

            2. Цель: Познакомить студентов с процессом складывания и развития первых государственных объединений на территории Беларуси.

            3. Задачи:

            Студент должен знать:

·  условия возникновения первых белорусских княжеств;

·  политическое устройство Полоцкого и Туровского княжеств;

·  основные исторические факты, даты, события, имена исторических деятелей изучаемой темы;

·  персоналии культуры.

            Студент должен уметь:

·  анализировать причины и следствия исторических событий (поход Владимира на Рогволода; сохранение местной полоцкой династии после разорения Полоцка Владимиром; причины раннего сепаратизма Полоцка по отношению к Киеву и т.д.);

·  проводить сравнительный анализ истории Полоцкого и Туровского княжеств;

·  характеризовать духовные ценности и достижения культуры в историческом контексте.

            Студент должен приобрести навыки и качества:

·  уметь выражать и обосновывать свою позицию по историческим проблемам;

·  вести научный диалог по дискуссионным вопросам истории;

·  уметь оценивать историю Беларуси в цивилизационном контексте;

·  приобрести политическую толерантность и опыт политического консенсуса на основе знания отечественной истории.

            4. Основные учебные вопросы (план):

1.  Зарождение феодальных отношений в Беларуси.

2.  Возникновение городов.

3.  Полоцкое и Туровское княжества. Их политическая история.

4.  Христианизация Беларуси.

5.  Культура Беларуси IX-XII вв.

            5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  В связи с какими событиями летописные источники сообщают о Рогволоде и Рогнеде?

2.  В связи с какими событиями впервые упоминается Минск?