5. Назовите отличительные особенности бронзового века в Беларуси.
6. Почему изменился тип поселений в железном веке?
7. Охарактеризуйте эволюцию хозяйственных занятий первобытного человека Беларуси.
8. Как происходила первоначальная славянизация территории Беларуси?
9. Какой тип захоронения существовал у славян в дохристианское время?
10. Какой бог был главным в языческом славянском пантеоне?
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
1. Первоначальное заселение территории Беларуси.
2. Бронзовый век на территории Беларуси.
3. О концепции этногенеза белорусов в трудах М.И.Ермоловича.
7. Литература:
Основная:
1. Лекционный материал.
2. Гiсторыя Беларусi / А.Л.Абецэдарская i iнш. - Мн., 1997.
3. Iгнатоўскi I. Кароткi нарыс гiсторыi Беларусi. - Мн., 1991.
4. Лыч Л., Навiцкi У. Гiсторыя культуры Беларусi. - Мн., 1996.
5. Нарысы гiсторыi Беларусi. - Ч.1. - Мн, 1994.
Дополнительная:
1. Ермаловiч М.I. Старажытная Беларусь. - Мн., 1990.
2. Загорульский Э.М. Древняя история Беларуси. - Мн., 1977.
3. Калечиц Е.Г. Первоначальное заселение территории Белоруссии. - Мн., 1984.
4. Чарняўскi М.М. Бронзавы век на тэрыторыi Беларусi. - Мн., 1981.
5. Штыхаў Г.В. Ажываюць сiвыя стагоддзi. - Мн., 1982.
Тема 2. ПЕРВЫЕ ФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ
1. Введение (актуальность) темы:
Конец первого - начало второго тысячелетий - период складывания предпосылок для формирования белорусской народности. Она вырастала на основе экономической, социальной, политической общности племен, что находило свое выражение в первых государственных объединениях, особую роль среди которых играли Полоцкое и Туровское княжества.
2. Цель: Познакомить студентов с процессом складывания и развития первых государственных объединений на территории Беларуси.
3. Задачи:
Студент должен знать:
· условия возникновения первых белорусских княжеств;
· политическое устройство Полоцкого и Туровского княжеств;
· основные исторические факты, даты, события, имена исторических деятелей изучаемой темы;
· персоналии культуры.
Студент должен уметь:
· анализировать причины и следствия исторических событий (поход Владимира на Рогволода; сохранение местной полоцкой династии после разорения Полоцка Владимиром; причины раннего сепаратизма Полоцка по отношению к Киеву и т.д.);
· проводить сравнительный анализ истории Полоцкого и Туровского княжеств;
· характеризовать духовные ценности и достижения культуры в историческом контексте.
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь выражать и обосновывать свою позицию по историческим проблемам;
· вести научный диалог по дискуссионным вопросам истории;
· уметь оценивать историю Беларуси в цивилизационном контексте;
· приобрести политическую толерантность и опыт политического консенсуса на основе знания отечественной истории.
4. Основные учебные вопросы (план):
1. Зарождение феодальных отношений в Беларуси.
2. Возникновение городов.
3. Полоцкое и Туровское княжества. Их политическая история.
4. Христианизация Беларуси.
5. Культура Беларуси IX-XII вв.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. В связи с какими событиями летописные источники сообщают о Рогволоде и Рогнеде?
2. В связи с какими событиями впервые упоминается Минск?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.