«История Беларуси», учебно-методическая разработка для студентов, страница 13

Свержение царизма стало началом стремительного хода исторического процесса, который за короткое время привел к октябрьским событиям. Белорусский народ вступил в новый этап развития, который отмечен не только созидательным трудом и его весомыми результатами, но и тяжелыми испытаниями. На развитие революционных преобразований в Беларуси значительное влияние оказали специфические факторы: первая мировая война и иностранная интервенция, решающее значение в установлении Советской власти в Беларуси солдатских масс Западного фронта и что территория Беларуси считалась коридором для прохода Красной армии на запад с целью разжигания мировой революции.

            Эти факторы во многом повлияли на развитие национального движения и поиск путей самоопределения Беларуси.

            2. Цель: Познакомить студентов с экономическими, социально-политическими процессами, протекавшими на территории Беларуси после свержения царизма и октябрьской революции 1917 г.

            3. Задачи:

Студент должен знать:

·  основные исторические факты, даты, события, имена исторических деятелей;

·  основные понятия темы;

·  факторы исторического развития.

            Студент должен уметь:

·  анализировать противоречивые процессы исторического развития;

·  анализировать причины и следствия исторических событий;

·  анализировать процесс развития государственных форм жизни белорусского народа.

            Студент должен приобрести навыки и качества:

·  уметь выражать и обосновывать свою позицию;

·  вести научный диалог по дискуссионным вопросам отечественной истории;

·  уметь оценивать историю Беларуси в цивилизационном контексте;

·  приобрести политическую толерантность и опыт политического консенсуса на основе знания отечественной и мировой истории.

            4. Основные учебные вопросы (план):

1.  Самоопределение Беларуси на советской основе. Первое объявление БССР.

2.  Создание ЛитБел и польская оккупация.

3.  Освобождение Беларуси от польских захватчиков. Второе объявление БССР.

            5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  С каких событий можно считать начало гражданской войны в Беларуси?

2.  Как относились германские оккупационные власти к БНР? Какие государства признали независимость БНР?

3.  Из представителей каких организаций было создано Временное правительство БССР?

4.  Чем были вызваны изменения в правительстве БССР в январе-феврале 1919 г.?

5.  В чем главная причина создания ЛитБел?

6.  Какое было отношение белорусских национальных партий к польской оккупации и почему?

7.  Почему во время 2-ого объявления БССР не были обозначены границы новой республики?

8.  Как относились белорусские социалистические партии к подписанию Рижского мирного договора от 18 марта 1921 г.?

            6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1.  Белорусская Народная Республика: возникновение и судьба.

2.  Жизнь и деятельность Антона Луцкевича.

3.  "Отцы" БССР и их судьба.

            7. Литература:

            Основная:

1.  Лекционный материал.

2.  Гiсторыя Беларусi // А.Л.Абецэдарская i iнш. - Мн., 1997.

3.  Нарысы гiсторыi Беларусi. - Ч. 2. - Мн., 1995.

            Дополнительная:

1.  Доўнар-Запольскi М.В. Асновы дзяржаўнасцi Беларусi. - Мн., 1994.

2.  Калубовiч А. "Айцы" БССР i iхнi лес. - Мн., 1992.

3.  Луцкевiч А. З дваццаць пяць гадоў (1903-1928). - Мн., 1991.

4.  Октябрь 1917 года и судьбы политической оппозиции. - Ч. 2. - Гомель, 1993.

5.  Сидоревич А. Антон Луцкевич // Неман. - 1990. - № 7.