«История Беларуси», учебно-методическая разработка для студентов, страница 14

6.  Цвикевич А. Краткий очерк возникновения Белорусской Народной Республики. - Мн., 1990.

Тема 9. ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ                   ВОЗРОЖДЕНИЕ

            1. Введение (актуальность) темы:

            В конце 1920 - начале 1921 г. республика находилась в сложнейшем экономическом и политическом положении. Попытка большевиков перейти к социалистическим методам хозяйствования при помощи всеобщего огосударствления средств производства и отказа от товарно-денежных отношений привела к глубоким кризисным явлениям. Встал вопрос о проведении новой экономической политики. В результате мероприятий советского руководства в середине 20-ых годов сложилась хозяйственная система новой экономической политики, которая воздействовала и на культуру, и на общественно-политическую жизнь республики. Эти процессы и должна раскрыть данная тема.

            2. Цель: Познакомить студентов с проведением Новой экономической политики в Беларуси и тем влиянием, которое оказала она на другие сферы жизни белорусского народа.

            3. Задачи:

Студент должен знать:

·  основные исторические факты, даты, события, имена исторических деятелей;

·  основные понятия темы;

·  факторы исторического развития;

·  персоналии культуры.

            Студент должен уметь:

·  выделить и охарактеризовать особенности проведения НЭПа в Беларуси;

·  анализировать противоречивые процессы развития республики при НЭПе;

·  дать характеристику политике белорусизации.

            Студент должен приобрести навыки и качества:

·  уметь выражать и обосновывать свою позицию;

·  вести научный диалог по дискуссионным вопросам отечественной истории;

·  уметь оценивать историю Беларуси в цивилизационном контексте;

·  приобрести политическую толерантность и опыт политического консенсуса на основе знания отечественной и мировой истории.

            4. Основные учебные вопросы (план):

1.  Особенности НЭПа в Беларуси.

2.  Тенденции общественно-политической жизни.

3.  Белорусизация: ее сущность и содержание.

4.  Создание советской системы образования.

5.  Развитие театра и кино.

            5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Почему экономическая политика Советского государства в 20-е годы называется “новой”? Когда начинается ее проведение?

2.  Какие отличительные особенности в проведении НЭПа в Беларуси можно выделить?

3.  На конкретных фактах покажите участие БССР в создании Союза ССР.

4.  Как происходило укрупнение территории БССР?

5.  В чем обнаруживалась противоречивость процесса национально-государственного строительства БССР в 20-ые годы?

6.  Какие вопросы относились к компетенции союзного правительства согласно с конституцией СССР 1924г.?

7.  Какие общественные организации развернули деятельность в БССР в 20-е годы?

8.  Выделите предпосылки проведения политики белорусизации.

9.  Когда была создана комиссия по осуществлению белорусизации? Какие цели были поставлены перед ней?

10.Назовите основные цели политики белорусизации.

11.Когда в БССР был создан 1-ый ВУЗ? Кто был первым его ректором?

12.Когда вышел в свет первый белорусский кинофильм и как он назывался? Кто режиссер этого фильма?

13.В какое литературное объединение писателей Беларуси входили Я.Купала  и Я.Колас?

14.Какие изменения в развитии культуры произошли на рубеже 20-30-ых годов?

15.Кто такие “национал-демократы” и в чем их обвиняли?

            6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1.  Жизнь и деятельность Всеволода Игнатовского.