6. Цвикевич А. Краткий очерк возникновения Белорусской Народной Республики. - Мн., 1990.
Тема 9. ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
1. Введение (актуальность) темы:
В конце 1920 - начале 1921 г. республика находилась в сложнейшем экономическом и политическом положении. Попытка большевиков перейти к социалистическим методам хозяйствования при помощи всеобщего огосударствления средств производства и отказа от товарно-денежных отношений привела к глубоким кризисным явлениям. Встал вопрос о проведении новой экономической политики. В результате мероприятий советского руководства в середине 20-ых годов сложилась хозяйственная система новой экономической политики, которая воздействовала и на культуру, и на общественно-политическую жизнь республики. Эти процессы и должна раскрыть данная тема.
2. Цель: Познакомить студентов с проведением Новой экономической политики в Беларуси и тем влиянием, которое оказала она на другие сферы жизни белорусского народа.
3. Задачи:
Студент должен знать:
· основные исторические факты, даты, события, имена исторических деятелей;
· основные понятия темы;
· факторы исторического развития;
· персоналии культуры.
Студент должен уметь:
· выделить и охарактеризовать особенности проведения НЭПа в Беларуси;
· анализировать противоречивые процессы развития республики при НЭПе;
· дать характеристику политике белорусизации.
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь выражать и обосновывать свою позицию;
· вести научный диалог по дискуссионным вопросам отечественной истории;
· уметь оценивать историю Беларуси в цивилизационном контексте;
· приобрести политическую толерантность и опыт политического консенсуса на основе знания отечественной и мировой истории.
4. Основные учебные вопросы (план):
1. Особенности НЭПа в Беларуси.
2. Тенденции общественно-политической жизни.
3. Белорусизация: ее сущность и содержание.
4. Создание советской системы образования.
5. Развитие театра и кино.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Почему экономическая политика Советского государства в 20-е годы называется “новой”? Когда начинается ее проведение?
2. Какие отличительные особенности в проведении НЭПа в Беларуси можно выделить?
3. На конкретных фактах покажите участие БССР в создании Союза ССР.
4. Как происходило укрупнение территории БССР?
5. В чем обнаруживалась противоречивость процесса национально-государственного строительства БССР в 20-ые годы?
6. Какие вопросы относились к компетенции союзного правительства согласно с конституцией СССР 1924г.?
7. Какие общественные организации развернули деятельность в БССР в 20-е годы?
8. Выделите предпосылки проведения политики белорусизации.
9. Когда была создана комиссия по осуществлению белорусизации? Какие цели были поставлены перед ней?
10.Назовите основные цели политики белорусизации.
11.Когда в БССР был создан 1-ый ВУЗ? Кто был первым его ректором?
12.Когда вышел в свет первый белорусский кинофильм и как он назывался? Кто режиссер этого фильма?
13.В какое литературное объединение писателей Беларуси входили Я.Купала и Я.Колас?
14.Какие изменения в развитии культуры произошли на рубеже 20-30-ых годов?
15.Кто такие “национал-демократы” и в чем их обвиняли?
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
1. Жизнь и деятельность Всеволода Игнатовского.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.