· уметь выражать и обосновывать свою позицию;
· вести научный диалог по дискуссионным вопросам отечественной истории;
· уметь оценивать историю Беларуси в цивилизационном контексте;
· приобрести политическую толерантность и опыт политического консенсуса на основе знания отечественной и мировой истории.
4. Основные учебные вопросы (план):
1. Народовольческое движение в Беларуси.
2. Возникновение политических партий и организаций.
3. Развитие белорусского национального движения.
4. Формирование белорусской нации.
5. Развитие культуры.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Чем можно объяснить то обстоятельство, что национально-освободительное движение начала 1860-х годов не нашло широкой поддержки среди белорусского крестьянства?
2. Чем можно объяснить, что большинство городского и местечкового населения составляли евреи? И какие последствия этого имели место?
3. Какие факторы сдерживали формирование белорусской нации?
4. Что повлияло на ускорение этнокультурных объединительных процессов в Беларуси в конце XIX — начале XX в.?
5. Чем можно объяснить слабое развитие народнического движения в Беларуси?
6. Какая организация впервые заявила о белорусском этносе как таковом?
7. Что оказало благоприятное влияние на развитие театрального и музыкального искусства Беларуси в 60--90-е годы XIX века?
8. Кто является основателем жанра критического реализма в белорусской литературе?
9. Какие жанры белорусской живописи второй половины XIX века Вы знаете? Назовите наиболее известных представителей этих жанров.
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
1. Жизнь и деятельность К.Калиновского.
2. Творчество Ф.Богушевича.
3. Евдоким Романович Романов - белорусский этнограф, фольклорист и археолог.
4. Политика "западно-руссизма" в Беларуси.
5. Живопись Беларуси 2-ой половины XIX века (К.Альхимович, Н.Силиванович, А.Горавский).
7. Литература:
Основная:
1. Лекционный материал.
2. Гiсторыя Беларусi / А.Л.Абецэдарская i iнш. - Мн., 1997.
3. Лыч Л., Навiцкi У. Гiсторыя культуры Беларусi. - Мн., 1996.
4. Нарысы гiсторыi Беларусi. - Ч.1. - Мн, 1994.
Дополнительная:
1. Бандарчык В.К. Еўдакiм Раманавiч Раманаў. - Мн., 1961.
2. Гарэцкi М. Гiсторыя беларускай лiтаратуры. - Мн., 1993.
3. Дробов Л.Н. Живопись Белоруссии XIX - начала ХХ в. - Мн., 1974.
4. Кiсялёў Г. З думай пра Беларусь. - Мн., 1966.
5. Самбук С.М. Политика царизма в Белоруссии во второй половине XIX века. - Мн., 1980.
6. Цвiкевiч А. "Западно-руссизм". Нарысы з гiсторыi грамадзянскай мыслi на Беларусi у XIX i пачатку ХХ в. - Мн., 1993.
Тема 8. БЕЛАРУСЬ НАКАНУНЕ И В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
(1 занятие)
1. Введение (актуальность) темы:
Свержение царизма стало началом стремительного хода исторического процесса, который за короткое время привел к октябрьским событиям. Белорусский народ вступил в новый этап развития, который отмечен не только созидательным трудом и его весомыми результатами, но и тяжелыми испытаниями. На развитие революционных преобразований в Беларуси значительное влияние оказали специфические факторы: первая мировая война и иностранная интервенция, решающее значение в установлении Советской власти в Беларуси солдатских масс Западного фронта и что территория Беларуси считалась коридором для прохода Красной армии на запад с целью разжигания мировой революции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.