Политика как относительно самостоятельная сфера общественных отношений: особенности и социальная сущность, страница 20

Таковы важнейшие Конституционные характеристики современного Российского государства.

4.Государство и гражданское общество, их оппозиционность и взаимодействие

Гражданское общество – объект междисциплинарного исследования. Как социальный феномен оно является предметом большого интереса для философов, социологов и политологов. Его понятие  равно связанная с ним проблематика), входящее в систему понятийно – категориального аппарата социологии и политологии (теории политики), занимает одно из центральных мест и в политической социологии или социологии политики как особой относительно – самостоятельной отрасли знания, возникшей и развивающейся на стыке социологии и теории политики. Оно настолько значимо в предметной структуре этой последней, что некоторые авторы вообще политическую социологию определяют как науку о гражданском обществе (Ж.Т. Тощенко). С этим, конечно, трудно согласиться. Однако важность проблематики связанной с феноменом гражданского общества  по отношению к политической социологии не вызывает сомнения ни у кого, кто имеет дело с данной отраслью научного знания.

Проблемы, касающиеся  гражданского общества, – это проблемы не только теоретической аналитики; они имеет важное практическое значение и прежде всего для модернизирующихся обществ. Становление (формирования) гражданского общества – важная составная часть глобального (общего) процесса перехода от традиционного общества к современному индустриальному обществу; перехода, который совершает сегодня и Россия и сущностью которого является демократизация общественно – политического ее устройства и функционирования как страны (общества) и государства (политической организации).

Цель лекции – прояснить с учетом социологической парадигмы современного обществознания  наиболее значимые социально – политические проблемы, связанные с феноменом гражданского общества: определение понятия, характерных черт и функций; анализ путей и способов его формирования и развития; установление особенностей и трудностей, связанных с его утверждением в нашем современном, российском обществе.

План

1.  Гражданское общество как объект социологического анализа: концептуальные подходы и определение понятия.

2.  Признаки и функции гражданского общества.

3.  Соотношение (взаимодействие) гражданского общества и государства.

4.  Становление гражданского общества в России: своеобразие, трудности, перспективы.

1. Гражданское общество как объект социологического анализа: концептуальные подходы к определению понятия

Термин Ігражданское обществоІ впервые был употреблен в 16 в. в комментариях к ІПолитикеІ Аристотеля.

Сама идея же гражданского общества восходит к Античному миру - Древней Греции и Античному Риму, и прежде всего к творчеству Цицерона. Именно в это время и в этом ІместеІ сложилось первое  (первоначальное) общее представление о гражданстве и гражданине, об обществе как совокупности граждан.

Что касается этимологии, то понятие ІгражданинІ (civis), а также понятий  Іцивильный, гражданскийІ (civilis), были образованы  от  Іобщество І (civitas).

Все эти понятия (термины) были в конечном счете связаны с таким понятием Ікак  город – государствоІ. Гражданин – это горожанин, но город здесь понимается как именно Ігород – государствоІ (общество). Гражданин – это, во-первых, свободный человек; во-вторых, подданный Римской империи; в-третьих, житель Италийского полуострова.

Это была как бы первая ІстраницаІ в истории возникновения и обоснования идеи гражданского общества. Закрывая эту ІстраницуІ следовало бы заметить, однако, что из античных авторов первым, пожалуй, подошел к проблеме гражданского общества древнегреческий философ и политический мыслитель Платон Афинский в своем диалоге ІГосударствоІ. Им основана мысль о том, что наилучшее удовлетворение человеческих потребностей требует разделение труда между членами политически организованного сообщества. Разделение труда в качестве основного принципа строения государства в идеальном проекте Платона конкретизируется в виде деления населения на три сословия: правителей – философов, стражей–воинов и производителей–ремесленников и земледельцев. (Платон. Соч. В 3 Т. М., 1971. Т.3.Ч.1.). Выделяя классы, занятые трудом для удовлетворения потребностей, Платон как бы выделяет сферу, которая в 18-19 вв. стала обозначаться как       Ігражданское обществоІ в отличии от І политического государства І.