Таковы важнейшие Конституционные характеристики
современного Российского государства.
4.Государство и
гражданское общество, их оппозиционность и взаимодействиеГражданское общество – объект междисциплинарного
исследования. Как социальный феномен оно является предметом большого интереса
для философов, социологов и политологов. Его понятие равно связанная с ним
проблематика), входящее в систему понятийно – категориального аппарата
социологии и политологии (теории политики), занимает одно из центральных мест и
в политической социологии или социологии политики как особой относительно –
самостоятельной отрасли знания, возникшей и развивающейся на стыке социологии и
теории политики. Оно настолько значимо в предметной структуре этой последней,
что некоторые авторы вообще политическую социологию определяют как науку о
гражданском обществе (Ж.Т. Тощенко). С этим, конечно, трудно согласиться.
Однако важность проблематики связанной с феноменом гражданского общества по
отношению к политической социологии не вызывает сомнения ни у кого, кто имеет
дело с данной отраслью научного знания.
Проблемы, касающиеся гражданского общества, – это
проблемы не только теоретической аналитики; они имеет важное практическое
значение и прежде всего для модернизирующихся обществ. Становление
(формирования) гражданского общества – важная составная часть глобального
(общего) процесса перехода от традиционного общества к современному
индустриальному обществу; перехода, который совершает сегодня и Россия и
сущностью которого является демократизация общественно – политического ее
устройства и функционирования как страны (общества) и государства (политической
организации).
Цель лекции – прояснить с учетом социологической
парадигмы современного обществознания наиболее значимые социально –
политические проблемы, связанные с феноменом гражданского общества: определение
понятия, характерных черт и функций; анализ путей и способов его формирования и
развития; установление особенностей и трудностей, связанных с его утверждением
в нашем современном, российском обществе.
План1.
Гражданское
общество как объект социологического анализа: концептуальные подходы и
определение понятия.
2.
Признаки
и функции гражданского общества.
3.
Соотношение
(взаимодействие) гражданского общества и государства.
4.
Становление
гражданского общества в России: своеобразие, трудности, перспективы.
1. Гражданское общество
как объект социологического анализа: концептуальные подходы к определению
понятияТермин
Ігражданское
обществоІ
впервые был употреблен в 16 в. в комментариях к ІПолитикеІ
Аристотеля.
Сама
идея же гражданского общества восходит к Античному миру - Древней Греции и
Античному Риму, и прежде всего к творчеству Цицерона. Именно в это время и в
этом ІместеІ
сложилось первое (первоначальное) общее представление о гражданстве и
гражданине, об обществе как совокупности граждан.
Что
касается этимологии, то понятие ІгражданинІ
(civis), а также понятий Іцивильный,
гражданскийІ
(civilis), были образованы от Іобщество
І
(civitas).
Все
эти понятия (термины) были в конечном счете связаны с таким понятием Ікак
город – государствоІ.
Гражданин – это горожанин, но город здесь понимается как именно Ігород
– государствоІ
(общество). Гражданин – это, во-первых, свободный человек; во-вторых, подданный
Римской империи; в-третьих, житель Италийского полуострова.
Это
была как бы первая ІстраницаІ
в истории возникновения и обоснования идеи гражданского общества. Закрывая эту ІстраницуІ
следовало бы заметить, однако, что из античных авторов первым, пожалуй, подошел
к проблеме гражданского общества древнегреческий философ и политический мыслитель
Платон Афинский в своем диалоге ІГосударствоІ.
Им основана мысль о том, что наилучшее удовлетворение человеческих потребностей
требует разделение труда между членами политически организованного сообщества.
Разделение труда в качестве основного принципа строения государства в идеальном
проекте Платона конкретизируется в виде деления населения на три сословия:
правителей – философов, стражей–воинов и производителей–ремесленников и земледельцев.
(Платон. Соч. В 3 Т. М., 1971. Т.3.Ч.1.). Выделяя классы, занятые трудом для
удовлетворения потребностей, Платон как бы выделяет сферу, которая в 18-19 вв.
стала обозначаться как Ігражданское
обществоІ
в отличии от І
политического государства І.