Вообще же, как считает, например, известный
польский социолог Е. Вятр, есть несколько путей образования государства. Он
называет три таких пути.
1.Классический
(государство возникло в результате нарастания внутренних классовых
противоположностей, путем изменения власти в общинно - племенной общности, без
воздействия внешней угрозы).
2.Путь «захвата»,
когда наряду с внутренними изменениями имел место факт захвата одного племени
другим племенем.
3.Путь «обороны»,
характеризующийся тем, что внешняя угроза приводила к ускорению процессов
создания государственной власти.
Что же касается дальнейшей эволюции
государства, то она зависела от различных обстоятельств, хотя основные черты
этого процесса были общими. Вот факторы, которые определили различия в процессе
становления различных государств:
I. Система внешних отношений:
наличие - отсутствие угрозы со стороны соседей.
II. Влияние проникновения чужих
образцов: - порабощение иноземной силой, которая реорганизует строй на
захваченной территории; стихийное усвоение концепции новой модели; использование
опыта соседей, далее продвинувшихся в области формирования государства.
III. Этнический состав населения.
Рабовладельческие отношения складывались прежде всего там, где существовали
значительные этнические различия и был приток иноплеменных пленников, ибо легче
превращать в рабов и держать в подчинении чужих, чем соплеменников.
IV. Географические условия.
Возникновение государств на обширных территориях с сильной централизованной
властью, имевшей деспотичный характер, было связано, например, с формированием
азиатского способа производства, географической основой которого была
необходимость проведения в широких масштабах ирригационных работ.
2.
Типы,
формы и организационные структуры современных государств, функции их аппаратовЛюбая динамика государственных
институтов, как и государства в целом, их эволюционное и качественное изменение
объясняется динамикой изменений общественно-экономических отношений.
Поэтому и типы государства,
определяются, как считают многие, особенно в нашей отечественной политической
науке, характером или типом экономических прежде всего, а также
социально-политических отношений. Традиционно в отечественной науке принято
выделять такие типы государства как:
- рабовладельческое;
- азиатский тип (он соответствует
азиатскому способу производства);
- феодальное;
- буржуазное;
- коммунистическое (
социалистическое ).
Типы государства определяются
способом производства как базисом. Государство же это элемент надстройки.
Теперь о формах государства. Формы
государства характеризуются «совокупностью способов и методов осуществления
власти тем общественным классом (или классами), которому принадлежит
государственная власть. Для формы государства определяющим является не только
его конституция, но и совокупность правил политической игры, в сумме
составляющих способы осуществления власти.
Обычно традиционно делается упор на
различие прежде всего таких форм государства, как монархия и республика, но,
думается, что сегодня этого недостаточно. Современные государства
характеризуются многими новыми моментами в отношении осуществления власти,
которые не вписываются в схему этих двух форм и требуют новых оценок.
Теперь общепринято, что при
различении форм государства следует пользоваться тремя критериями, а именно
формой правления;
политическим режимом;
территориально - административной
структурой государства.
Форма правления – это отношение
(характер отношения) между центральными органами госаппарата
(правительство-парламент, президент-правительство, верховный суд-парламент,
президент-парламент и др.).
Политический режим – совокупность
средств и методов осуществления государственной власти (например, авторитарный,
демократический, тоталитарный и т.д.).