* Примечание: Они нужны для того, чтобы
содержать особые отряды вооруженных людей – армию, полицию, милицию и т.д., а
также государственный аппарат, осуществляющий управление обществом (власть).
Иногда отличительные черты государства разделяют на
атрибуты и признаки. Атрибуты, - это, те же признаки. С той лишь разницей, что
атрибуты это неотъемлемые признаки, а признаки - это всего лишь просто
признаки, если так можно сказать. Такое, например, разделение и перечисление
атрибутов и ²просто признаков² дается в пособии ²Наука
о политике ² (Под. Ред. А. Боднара, Варшава, 1988). См.: рис. 2.
Признаки и атрибуты
государства(²Наука о политике²
/ Под. Ред. А. Боднара, Варшава, 1988)
Рис. 2.
Принудительность. Это одна из
функций государства (или методов, форм, принципов, средств его деятельности).
Для этого оно располагает специализированными органами принуждения,
применяемыми в ситуациях, определяемых законом. При этом государственное
принуждение приоритетно по отношению к праву использования принуждения и силы
другими органами в пределах данной страны (государства).
К тому же следует иметь ввиду, что
в современных цивилизациях социальная сущность человека реализуется в
государственных структурах: принадлежность к государству есть социальная
необходимость, что получает свое формально-правовое выражение как во внутренних
законодательствах, так и на уровне международного права. Безгосударственность
(апатридизм) трактуется Гаагской конвенцией (1930) и Всеобщей декларацией прав
человека (1948) как анормальное явление, поскольку ведет к конфликтам и
правовой незащищенности личности.
Суверенность. Это значит, что
государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению к
субъектам, действующим в пределах его границ, и другие государства должны
уважать этот принцип. Будучи формально-правовым принципом и политической
директивой, суверенность не есть безусловная политическая норма с точки зрения
развитых международных и внутригосударственных отношений. Внеправовой,
политический смысл суверенности можно определить как способность субъектов, действующих
от лица государства, обеспечить обществу самостоятельное и независимое
существование и развитие. Сфера суверенности современных государств
ограничивается международными экономическими, политическими, военными
взаимозависимостями.
Всеобщность. Данный признак следует
понимать так, что государство распространяет свои компетенции на всех граждан,
находящихся на его территории, включая и граждан иностранных государств
(включая с определенными оговорками и дипломатов). Государство действует в
рамках устанавливаемых им же самим законов, и деятельность государственных
органов всегда осуществляется со ссылкой на ее легитимность, тогда как все
другие организации подчинены праву в плане соблюдения (позволено все, что прямо
не запрещено). Право выступает как «техника» деятельности государства и
одновременно как создаваемый государством регулятор отношений социального
общежития.