(2) Исторический субстрат –
совокупность унаследованных от прошлого институтов, взглядов, обычаев. Глубоко
укоренившиеся в американском обществе демократические традиции являются
основным препятствием для попыток фашизации США. Напротив, традиции
германского, и в особенности прусского, авторитаризма способствовали победе
гитлеризма. Исторический субстрат не является определяющим в отношении формы
государства – это факт; но все же он (так или иначе) влияет на форму государства.
(3) Геополитические
условия. Также влияют на внешнюю и военную политику. А эти
последние оказывают воздействие на внутреннюю политику, а тем самым и на форму
государства. Островное положение государства (скажем, Англии) ведет к развитию
не сухопутных сил, а флота. Но поскольку опорой военных диктатур выступают, как
правило, не морские, а сухопутные военные силы, то островное положение Англии
способствовало сохранению гражданских форм правления. И все происходит
наоборот, если сосед - сильный военный противник.
(4) Влияние
личности выдающихся государственных деятелей. Этого фактора
тоже нельзя игнорировать. Франклин, Джефферсон, Гамильтон, Медисон оказали
большое влияние на окончательную форму американской конституции и тем самым,
государства.
Кромвель, Наполеон Бонапарт, де
Голль тоже оказали влияние на форму создания во Франции государственного
строя.
Под организационной структурой
государства следует понимать структуру (включая состав) его аппарата. Уже было
отмечено, что аппарат в государстве играет особую роль. Вообще без аппарата нет
государства. Кстати, изучение, данного вопроса дополнит уже ранее обозначенный
вопрос – кому служит государство? - знанием о том, как государство это делает.
Государственный аппарат
представляет собой инструмент, который служит управлению и нередко сохранению
классового господства экономически господствующего класса путем легального
применения насилия.
Основой понимаемого таким образом
госаппарата являются институты организованного насилия: армия и полиция. В
состав государственного аппарата входят также институты администрации и
правосудия, без которых государство не было бы в состоянии осуществлять свои
функции в нормальных, мирных условиях. Хотя насилие, – а следовательно,
организации легализованного насилия – является сущностью государства имущих
классов, однако насилие используется лишь в случае необходимости. Обычно же
государство применяет свой административный аппарат при решении разносторонних
общественных проблем в соответствии с интересами правящего класса.
Аппарат государства имеет тенденцию
к партократизации. И тут не застраховано ни одно государство. Это имело место,
по сути, во всех социалистических странах в свое время.
В современном государстве различают
пять режимов организационной структуры его аппарата:
представительные органы (парламент,
национальное собрание);
исполнительно-распорядительные
(кабинет министров, президент);
судебные (суды);
органы прокурорского надзора
(прокуратура, прокурор);
органы государственного контроля.
Существуют две альтернативные
доктрины организации госаппарата.
Доктрина тройственного разделения
государственных властей, согласно которой законодательная, исполнительная и
судебная власти должны взаимно дополнять и контролировать друг друга ( Ш.
Монтескьё и др.).
Доктрина единства власти, согласно
которой мандат на осуществление тех или иных государственных функций дает
представительская власть. То есть, строго говоря, в данном случае
исполнительные и судебные органы действуют лишь «от лица» власти, не являясь её
субъектами.
Теперь коротко о функциях
государства. Помимо той, о которой мы уже сказали и которую многие, особенно
марксисты называют функцией поддержания господства экономически
господствующего класса в отношении эксплуатируемых масс. По всей видимости -
эта главная, сущностная функция – факт, и особенно в отношении прошлых обществ,
хотя наверное, она будет еще иметь место и в будущем. Однако, сегодня нельзя
все же все функции государства связывать только с защитой экономических
интересов господствующих классов еще и политическими средствами. Задачи и тем
самым функции современных государств богаче, разнообразнее; они имеют и
общеклассовое, общенациональное значение.