По всей видимости, необходимо
согласиться с тем, что государство возникает тогда, когда возникает
политическое общество, политический индивид, политика. Ибо оно – политический
институт, элемент политической системы. А эта последняя возникает с появлением
классов, разделением людей на различные социальные группы, и прежде всего –
классы. Тут, по всей видимости, Маркс и Энгельс правы.
А вообще, существует целый ряд
концепций (или теорий) происхождения государства. Назовем их.
1.Теологическая. Согласно данной
теории, возникновение государства, да и каждый конкретный акт государственной
власти объясняется и санкционируется волей сверхъестественного существа - бога.
Другими словами, государство – это установление бога.
2.Патриархальная. Ее отстаивал
английский мыслитель XVIII века Роберт Филмер. В соответствии с этой теорией
государство возникло в процессе механического соединения родов в племена,
племен в большие целостности – вплоть до государственных образований. При этом
здесь признается принцип патриархальной опекунской власти: государство
рассматривается как развитая форма патриархальной власти, осуществляемой во имя
всех и ко всеобщему благу.
3.Теория общественного договора.
Она была сформулирована в XVII-XVIII веках в условиях развития европейского
абсолютизма (Г. Гроций, Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббс). Хотя к этой идее были близкими
уже высказывания Эпикура (Древняя Греция). Теория исходит из понимания
государства как результата своеобразного договора между суверенным властителем
и подданными. Т. Гоббс объяснил причину этого договора так: люди в условиях
«войны всех против всех» сами пришли к пониманию необходимость облечь кого-то
властью в целях обеспечения своей жизни, безопасности и собственности, и вручили
атрибуты власти суверенному абсолютному монарху. Ж.-Ж. Руссо считал, что
государство компенсирует нарушенное различными внешними факторами «естественное
состояние» людей. Государство возникло, по его мнению, в результате договора
«всех со всеми», провозгласившего народ коллективным сувереном власти.
4.Теория насилия (Л. Гумплович, Е.
Дюринг). Эта теория получила широкое распространение в XIX веке. В соответствии
с ней государство – это результат применения насилия одних людей над другими;
организация господства победителей над побежденными. Данная теория хорошо
корреспондировала с модной в то время теорией социального дарвинизма.
5.Социально-экономическая теория
(К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин). Это так называемая марксистская теория.
Согласно ей, государство возникает в результате деления общества на классы (а
классы возникают, по Марксу, тогда, когда возникает частная собственность). То
есть, тут признается экономический принцип – развитие производительных сил
общества, приведшее к появлению частной собственности; и социальные причины –
раскол общества на классы. Сама же суть государства трактуется в марксизме как
выражение и защита интересов экономически господствующего класса.
Энгельс писал: «…Государство есть
продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что
это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось
не непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы
эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не
пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходима
сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла
столкновение, держала в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из
общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него,
есть государство».
Эволюция государства в его
зародышевом периоде состояла в постепенном обособлении выделенных институтов,
осуществляющих власть, в особенности вооруженных сил и финансового аппарата.
Учреждение силы, ставящей себя над обществом, состояло в постепенной передаче
функций, которые прежде осуществлялись всем родом или племенем,
специализированным институтам. Они-то и становились постепенно государством.