Политика как относительно самостоятельная сфера общественных отношений: особенности и социальная сущность, страница 16

В функциях государства проявляется  его активность. Сами же функции выступают как атрибуты суверенности государства.

Если в качестве критерия взять сферы реализации целей, то по отношению ко всем типам современных государств можно говорить о следующих внутренних функциях:

-экономическая (государство как предприниматель, плановик, координатор экономических процессов);

- социальная (организация социальной жизни);

-обеспечение правопорядка (борьба с преступностью, административным произволом, защита жизни граждан и т.д.);

-защита существующего общественного строя от внутренних деструктивных сил;

-культурная;

-воспитательная;

-научная;

-пропагандистская.

Внешние функции государства можно классифицировать исходя из характера политических интересов, проявляющихся в структуре международной деятельности государства:

-экзистенциональные интересы (целостность, безопасность, развитие и т.д.);

-ко - экзистенциональные (автономность, суверенность, сотрудничество, взаимность и т.д.);

-функциональные – действенность, эффективность, информированность и т.д.

Хотелось бы назвать еще одну, обычно не упоминаемую в марксистской литературе, функцию государства – это функция по созданию нации (Е.Вятр, Г. Ловмянский). После того, как нация сложилась, функция эта трансформируется в функцию национальной интеграции (вокруг национальной ценности).

Как влияло государство на возникновение  (формирование) нации? Оно создавало внешние рамки, в которых происходили процессы культурной, языковой и экономической интеграции; способствовало возникновению общности исторических судеб, в частности в отношениях с другими народами; создавало общую для всей формирующейся нации идеологию, отражающую национальные интересы; поддерживало культурную деятельность, способствующую созданию нации; нередко было инициатором создания национальной религии (например) в случае англиканской церковию.

Все это  вместе взятое, по мнению Е. Вятра, можно рассматривать как особую функцию государства.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ГОСУДАРСТВА

Многие современные общества имеют свои конституции, однако не все они обладают конституционным государством. Конституционное государство - это государство такого общества, которое не только имеет свою конституцию, основной закон, но и живет в соответствии с требованиями ( положениями ) данного закона. Иными словами, - это государство демократического общества; государство с демократической формой правления; правовое государство. Это, с одной стороны. С другой стороны, - не может называться демократическим общество, если его государство как ведущая политическая организация и ядро политической системы не будет демократически устроенным и демократически функционирующим, если оно не будет правовым и тем самым конституционным.

Демократические формы государственного правления ²... основаны на совокупности законов и законодательных традиций  (писаных и неписаных), которые стоят над личностью, правительством и обществом. На основе  конституции формируется основное законодательство страны, определяются главные принципы распределения и ограничения политической власти. Конституции устанавливают полномочия правительств. Кроме, того, они определяют методы управления общественной жизнью. Далее, конституции обычно устанавливают принципы разделения полномочий между различными ветвями власти, членами правительства, таким образом, чтобы обязанности власть предержащих были ограничены и четко установлены². (Смелзер Н. Социология: пер. с англ. -  М. - Феникс, 1994. - С. 533 ).

Важной проблемой предметной области политической социологии является процесс развития современного конституционного государства. В обобщенном виде данный процесс можно представить при помощи следующей обзор - таблицы. Это - социал  - демократический вариант видения проблемы. Его авторство принадлежит немецкому исследователю Б. Гуттенбергу.