Семейные пособия: международные нормы и зарубежный опыт: Учебно-методическое пособие, страница 6

Однако, следует признать, что ни один из приведенных выше факторов не был основным аргументом, приведенным сэром Уильямом Бевериджем в своем знаменитом докладе в 1942 году, в поддержку системы семейных пособий. Его главным аргументом был тот, что, пока система заработной платы никак не связана с размером семейных обязательств каждого работника, работодатели будут находиться под постоянным давлением работников-отцов, требующих платить им заработную плату в размере, необходимом для поддержания жизненного уровня всей семьи, а не одного работника. Другими словами, семейные пособия предлагались как форма адресной надбавки к заработной плате, которая позволила бы избежать общего роста заработной платы под постоянным давлением работников и его инфляционных последствий. Похожие идеи вдохновляли и частный сектор во Франции, когда там были введены семейные пособия, предвосхитившие государственную систему. Эти идеи, естественно, встречали, сильное сопротивление со стороны профсоюзов, так как практически выбивали у них значимый аргумент в борьбе за повышение заработной платы.

Сдержанность британского правительства в отношении каких бы то ни было выплат социальной помощи людям, занятым полное рабочее время, уходит корнями в более далекое прошлое Во время голода 1798 года в этой стране было введено пособие известное как «Speenhamland system». Оно представляло собой прямую доплату к заработной плате многодетным семьям (к тому же индексируемую). Эта система была упразднена в 1834 году из-за того, что было признано, что она искажает рынок труда и поощряет выплату низкой заработной платы. Дело в том, что эти выплаты предоставлялись с проверкой дохода и имели, таким образом, демотивирующий эффект на работников с низкой заработной платой: вместо того, чтобы больше работать и требовать, вследствие этого, большей заработной платы, они были заинтересованы поддерживать ее низкий уровень, получая деньги в качестве доплаты за детей.

Дискредитировавшая себя система оставалась в памяти британских правительств в течение, по меньшей мере, 140 лет. Политика изменилась лишь в 1972 году с введением Дополнения к семейному доходу, которое было расширено и названо Семейным кредитом в 1988 году. Основным аргументом в пользу расширения действия данного пособия был тот, что эта была менее дорогостоящая альтернатива повышению минимальной заработной платы, которого требовали в основном в пользу кормильцев больших семей, занятых на низкооплачиваемых работах. Демотивирующий эффект этой меры был сглажен тем, что не весь дополнительный заработок учитывался при проверке дохода, дающего право на эту льготу.

В заключение, следует сказать, что не зарегистрировано очевидных свидетельств тому, что семейные пособия умерили требования по повышению заработной платы.

Следует также отметить, что деление стран на группы, преследующие более четко те или иные цели в своей семейной политике, более чем условно и чрезвычайно упрощенно. Дело в том, что в момент провозглашения и принятия новых целей старые цели не исчезают из системы бесследно и система пособий, в конечно итоге, часто отражает этот конфликт интересов.

К тому же отношения между семейной политикой и другими смежными областями все более усложняются и становятся более разнообразными. Например:

-  семейная политика и демографическая политика становятся все более самостоятельными областями, управляемыми собственными целями и интересами, которые лишь частично пересекаются и перекрываются;

-  в отличие от ситуации 50-х годов ХХ века семейная политика и социальная политика теперь частично самостоятельны, частично интегрированы. Качество жизни и процветание индивидуума все больше рассматривается как основной элемент процветания постмодернистского общества. В результате, поле действия семейной политики расширяется и выходит за границы только лишь экономического выживания;

-  семейная политика и так называемая политика эмансипации перешли из стадии полного конфликта в стадию конвергенции. Но все же между ними остается множество нерешенных вопросов и несоответствий.

Так или иначе, различные направления семейной (там, где она есть) либо более широкой социальной политики всегда имеют конкретные проявления, подлежащие измерению. Как уже говорилось, одним из самых ощутимых ее проявлений является система финансовых трансфертов. Не всегда речь идет о прямых денежных выплатах получателям, обычно реальная система намного сложнее. Всего, можно выделить шесть крупных групп трансфертов в пользу семей:

-  денежные пособия, выплачивающиеся семье, как целевой группе;

-  денежные пособия, выплачивающиеся другим целевым группам (минимальный гарантированный доход, например);

-  налоговые льготы, учитывающие доход/расход семьи (домохозяйства);

-  натуральные пособия (субсидируемые дошкольные учреждения/присмотр за детьми, бесплатные школьные завтраки и пр.);

-  выплаты социального страхования, предоставляемые членам семьи (по потере кормильца, например);

-  и, наконец, управление потребительскими ценами (субсидирование некоторых товаров массового потребления –хлеб, общественный транспорт, детские товары и др.).

В следующих главах пособия рассматриваются, в основном, первые три группы трансфертов, их современное состояние и тенденции развития в промышленно развитых странах и странах с переходной экономикой.

Глава II. Международные нормы в области семейных пособий

Семейные пособия как часть социального обеспечения

Семейные пособия стоят обособленно от других выплат социального обеспечения, гарантирующих прежде всего замещение полностью или частично утраченного заработка. Система семейных пособий в отличие от других выплат часто принимает во внимание тот фактор, что размер семьи, как правило, не влияет на заработок. Хотя семейные пособия достаточно распространены сегодня в промышленно развитых странах и часто встречаются в развивающихся странах, они появились позднее остальных отраслей социального обеспечения[3]. Это происходило в связи с растущим общественным давлением в начале ХХ века. В связи с этим давлением у работодателей появились опасения - как бы выдвинутые требования по увеличению зарплаты не привели к неоправданному и инфляционному по своим последствиям росту стоимости рабочей силы.