Хотя семейные пособия и были формально признаны в качестве выплат социального обеспечения Международной организацией труда в 1952 году, они все же редко рассматриваются в том же свете, что и все другие пособия социального обеспечения: они обычно выплачиваются в твердом размере, в большинстве стран они финансируются из общих налоговых поступлений и во многих странах они не подлежат обязательной индексации. Другими словами, малое число стран применяет в отношении семейных пособий концепцию приобретенных прав, которую практически все страны применяют в отношении пенсий. Следовательно, большинство государств чувствует себя достаточно свободно в отношении пересмотра уровня и условий предоставления этих пособий в зависимости от более широких политических соображений.
В отличие от Франции, Великобритания, например, постоянно испытывала трудности выбора в отношении уровня рождаемости. С одной стороны, именно пронаталистская тенденция способствовала появлению системы семейных пособий в этой стране в начале 40-х годов ХХ века, а, с другой, именно положение о том, что семейные пособия способствуют повышению рождаемости, послужило причиной упразднения этой системы в более поздние годы. В конце концов, эта система выжила потому, что была адаптирована к политике по борьбе с бедностью, не в последнюю очередь благодаря активной позиции такой неправительственной организации как Группа действий против детской бедности (Child Poverty Action Group). Таким образом, в отличие от французской системы, в Великобритании не только предоставляется пособие на первого ребенка, но оно к тому же имеет более высокий размер, чем пособия на каждого последующего. Такой подход имеет целью в действительности соответствовать жизненной ситуации, в которой обычно первоначальные расходы на образование семьи достаточно высоки. Хотя базовое детское пособие предоставляется без проверки дохода, оно дополняется доплатой к заработку (Семейный Кредит), которая, естественно, предусматривает проверку дохода. Налоговые освобождения для семей с детьми были упразднены в 60-е годы.
Страны, ставящие, прежде всего, цели борьбы с бедностью в рамках семейной политики, стремятся обычно распространить выплату пособий как можно шире среди семей различного размера. Это связано, естественно, с тем, что бедность в небольших семьях (а это подавляющее большинство семей в развитых странах) требует ничуть не меньше внимания, чем бедность в многодетных семьях. В тех странах, где более отчетливо преследуются цели борьбы с бедностью, выплаты в большей степени связаны с доходом семьи, по крайней мере, речь идет о выплатах, производимых дополнительно к базовому размеру. В таких странах обычно в меньшей степени используется система налоговых льгот для семей с детьми.
Повышение рождаемости, поддержание дохода и борьба с бедностью – это еще не полный список элементов, составляющих разнообразие политических подходов. Главный поборник идеи введения семейных пособий в Великобритании в предвоенный период – Елеонора Рэтбоун – отстаивала их в качестве независимого источника дохода для матерей, которые в то время мало участвовали в рынке труда. По этой причине пособия в этой стране в послевоенный период выплачивались матерям через органы социального обеспечения, а не по месту работы отца. Феминистские тенденции в семейной политике прослеживаются практически во всех европейских странах, часто даже приводя к конфликту (во Франции и Германии) с пронаталистскими тенденциями, которые воспринимаются как явно антифеминистские.
Однако, основным элементом профеминистской политики является в настоящее время «примирение» профессиональной и семейной жизни, в основном за счет предоставления общественно субсидируемой системы присмотра за детьми. В отношении же выплаты пособия, которое мотивировало бы женщину оставаться дома и ухаживать за детьми самостоятельно (как, например, пособие во Франции, называемое «женщина у очага» и отмененное в 70-е годы) мнения давно разделились. Компромиссом является организация этих пособий в форме оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, оставляющего право за женщиной вернуться на прежнюю работу. В более поздние годы большинство этих систем были трансформированы в так называемый родительский отпуск, предоставив тем самым право отцу использовать весь или часть этого отпуска вместо матери.
Ни одно направление в политике правительства не может проводиться полностью независимо от других направлений. Так, семейная политика часто подчинена целям политики занятости. Например, предоставление дошкольных учреждений и других мер по присмотру за детьми является практически всегда и везде, прежде всего, мерой политики занятости. В периоды недостатка предложения рабочей силы правительства обычно принимают меры по развитию сети дошкольных учреждений и других мер (субсидирование оплаты ухода за детьми, например), в то время как в периоды избытка предложения рабочей силы приоритет перемещается в сторону отпуска по уходу за ребенком, который частично высвобождает женщин с рынка труда. Бельгия и Дания представляют собой яркие примеры использования отпуска по уходу за ребенком в качестве инструмента политики занятости, эта же цель просматривается и во многих законодательных положениях Германии. Другими словами, женский труд является достаточно гибким фактором на рынке труда и семейная политика, в частности, используется для эксплуатации этой гибкости и одновременного смягчения последствий этой эксплуатации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.