Семейная политика не фигурирует среди предметов ведения Европейского Союза. Единственный юридический текст, имеющий к ней отношение, это «Заключение совета министров, отвечающих за политику в отношении семьи» от 1989 года. Европейская Комиссия в том же году дала достаточно прагматичное определение сложившейся ситуации: «В странах-членах применяются разнообразные подходы к институту семьи. Восприятие роли государства по отношению к семье также весьма различается. В то же время с помощью различных мер, осуществляемых в рамках различных направлений – социальное обеспечение, налоговая политика, семейное право и др., - государственные органы во всех странах-членах занимаются условиями жизни семей. Семейная политика означает совокупность всех этих мер».
Тем не менее, можно выделить несколько факторов, проявившихся в последние годы, которые способствуют сближению этих стран в вопросе семейной политики, среди них:
сближение тенденций в динамике демографических показателей и распространенных моделей семьи: различия между странами все более стираются в этом отношении;
- озабоченность на политическом уровне высокой стоимостью проводимой социальной и семейной политики;
- дальнейшее сближение стран в рамках Европейского Союза требует сближения правил финансирования социального обеспечения в связи с гармонизацией налоговых систем и уровня издержек на рабочую силу;
- необходимость содействия внутриевропейской миграции в перспективе развития Общего рынка.
Значение, придаваемое семейным пособиям, и направляемые на их выплату ресурсы (или точнее перераспределяемые через эту систему) варьируют в широком диапазоне в странах-членах Европейского Союза. Часть ВВП, направленная на эти цели в 1991 году, колебалась от 0,1% в Испании до 3% в Дании. Страны Южной Европы (Португалия, Испания, Италия и Греция) имеют тенденцию тратить меньше (менее 1%), Германия и Голландия занимают промежуточное место (1-2%), а Франция, страны Бенилюкса, Великобритания, Ирландия и Дания расходую более 2% (Евростат, 1993).
Как и в случае с другими пособиями социального обеспечения, не существует стойкой взаимосвязи между уровнем ВВП на душу населения и долей ВВП, направляемой на детские пособия. Можно только отметить, что при таком сравнении Ирландия и Великобритания делают намного более значительные усилия для выплат семейных пособий, чем, скажем, Германия.
Общая тенденция расходов на семейные пособия в Европейском Союзе снижается, однако не такими темпами, которые можно было бы ожидать в связи с падением рождаемости.
В плане самого общего вывода можно заключить, что во Франции, Люксембурге, Бельгии и Германии главным приоритетом в семейной политике является перераспределение доходов (сочетание горизонтального и вертикального в различных пропорциях), в то время как во всех других странах Европейского Союза явным приоритетом является вертикальное перераспределение и эта тенденция возрастает. При этом следование данному приоритету не сопровождается какими-либо государственными мерами по содействию занятости женщин, имеющих детей. В частности, анализ всего комплекса мер социальной защиты, социального обслуживания, управления человеческими ресурсами на предприятиях в таких странах как Германия и Великобритания, позволяет сделать вывод о том, что там полностью отсутствует стратегия занятости полное рабочее время для матерей. Этот факт говорит о важности координации государственной политики в отношении занятости с мерами, имеющими отношение к жизни семей.
Следует также отметить еще одну общую тенденцию последних лет среди стран Европейского Союза: законодатели все большее внимание уделяют наиболее уязвимым группам населения. Таким образом, семейные пособия все в большей степени выплачиваются на избирательной, а не на универсальной основе. Ориентация на наиболее нуждающиеся группы населения представляет собой стойкую тенденцию в ходе перестройки Государства Благоденствия. В результате, например, Франция в 1998 году отменила выплату некоторых семейных пособий наиболее обеспеченным группам населения, в Люксембурге в том же году было принято решение не расширять право предоставления этих пособий на группы населения, имеющие доход выше определенного уровня. Концептуальный документ по реформированию системы социального обеспечения, разработанный в Великобритании, и имеющий название «Зеленая книга», представляет собой яркое свидетельство этой тенденции. Его основная идея заключается в следующем: «Работу тем, кто может работать, и обеспечение тем, кто не может»[6].
Все в большей степени используются меры налоговой политики (например, недавние введения налоговых освобождений в Австрии и Люксембурге) для поддержания семейных доходов. Считается, что именно сочетание денежных выплат и налоговых льгот позволяет достичь большей адресности в отношении самых нуждающихся.
Самой радикальной мерой в области реформирования семейных пособий следует, пожалуй, считать замену денежных выплат, предоставляемых с проверкой дохода, на систему налоговых кредитов. Согласно аргументам, приводимым британским правительством в пользу такого решения, налоговые кредиты позволят гарантировать минимальный доход семьям с работающими родителями, обеспечить стимулы к труду и повысить нетто заработки низко оплачиваемым путем повышения порога подоходного налогообложения.
В этой связи при проведении сравнений в области уровня семейных пособий, необходимо постоянно иметь в виду, что семейные пособия не представляют собой семейную политику в целом. Многие страны, относительно немного тратящие на выплату этих пособий, на самом деле могут предоставлять весьма щедрые налоговые освобождения и другие формы поддержки семей с детьми (например, Германия).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.