Семейные пособия: международные нормы и зарубежный опыт: Учебно-методическое пособие, страница 17

Малоимущие семьи с детьми являются также получателями различных форм социальной помощи, предоставляемой с проверкой нуждаемости и чаще всего в натуральной форме (талоны на питание, школьные завтраки, дополнительная продовольственная помощь матерям, имеющим грудных и маленьких детей, программы обеспечения продовольствием детей в летнее время, обеспечение молоком). К этому можно прибавить государственную программу помощи малоимущим детям в организации доступа к услугам здравоохранения (Medicaid, SCIP). В плане субсидирования расходов на жилье, необходимо упомянуть систему субсидий на оплату/покупку жилья, предоставляемых также с проверкой нуждаемости, а также налоговые освобождения для собственников жилья.

В середине 90-х годов 14,2 млн нуждающихся с детьми получали денежную помощь. В среднем, социальное пособие, называемое Supplemental Security Income (SSI) и финансируемое из федерального бюджета, составило в декабре 2000 года 447 долл. на одного ребенка. Максимальный размер выплаты, установленный для SSI в 2000 году, составлял 512 долл., при этом его выплачивали 65 процентам получателей. США также свойственны региональные различия в уровне обеспеченности, например 52% получателей SSI проживает в девяти штатах.[11]

При этом уровень расходов на программы социальной помощи в абсолютном выражении высок и составил, например в 1998 году 582 млрд долл. или 56% расходной части социального бюджета на федеральном уровне. В целом же, государственные социальные расходы в США превышают 1,5 трлн долл. в год и соответствуют примерно 21% ВВП страны[12].

Однако, опыт показывает, что цели искоренения бедности, вообще, и среди детей, в частности, не могут быть достигнуты лишь путем социальной помощи, ориентированной на беднейшее население. Кроме того, система денежных выплат, покрывающих расходы на основные жизненные нужды в принципе трудоспособному населению, неизбежно порождает социальное иждивенчество, воспроизводство люмпенизированных групп населения и иногда даже ведет к искусственному распаду семьи. Жизненно необходимым на современном этапе является перенесение центра тяжести на обеспечение достойно оплачиваемых рабочих мест для родителей, обеспечение доступа к ресурсам и возможностям.

Становление социальной помощи семьям с детьми в США

Необходимость экономической поддержки для семей с детьми была признана в начале ХХ века. В 1911 году штат Миссури первым законодательно разрешил округам выплачивать денежные пособия матерям, имеющим на иждивении детей. В 30-х годах такая помощь оказывалась почти повсеместно. В большинстве штатов денежные пособия, которые раньше выплачивались только вдовам с детьми, стали предоставляться всем нуждающимся матерям, независимо от того, рождены ли дети в браке и живы ли их отцы.

Дети из бедных семей стали одной из наиболее нуждающихся категорий населения, которым предоставлялась денежная помощь согласно Закону о социальном обеспечении, принятом в 1935 году. Основная задача помощи семьям с детьми сформулирована в этом законе и заключается в «заботе о нуждающихся детях в их собственных домах или домах их родственников, создавая для каждого штата возможность обеспечить финансовую помощь, реабилитацию и другие услуги, насколько это позволяют условия данного штата, для нуждающихся зависимых детей, родителей или родственников, с которыми они проживают. Цель этих мероприятий заключается в том, чтобы облегчить и укрепить жизнь семьи, помочь родителям и родственникам обрести максимальную самостоятельность и личную независимость, необходимые для обеспечения родительской заботы».

В последующий период программа была значительно расширена. На начальном этапе иждивенцем считался ребенок в возрасте до 16 лет. В 1939 году штаты имели право поднять этот возраст до 17 лет, если ребенок регулярно посещает школу, а в 1965 г. – до 18-20 для детей, обучающихся в школе, колледже или университете, а также получающих профессионально-техническое образование. В 1962 году штатам было разрешено распространить программу на детей, лишившихся поддержки в результате безработицы отца.

Законом предусматривалось также выполнение штатами определенных условий: программа должна быть доведена до всех административных отделений штатов и стать для них обязательной; в штатах необходимо было учредить агентство, которое возглавило бы или осуществляло контроль за местными агентствами. Среди других обязательных требований к штатам – строгий учет запросов лиц, обращающихся за помощью и получающих ее, и решений, принимаемых агентствами, а также предоставление отчетов федеральному правительству.[13]

Среди наиболее распространенных программ, затрагивающих интересы детей и косвенно связанных с расходами на малоимущих детей, можно отметить программы предупреждения внебрачной беременности среди подростков. Это не в последнюю очередь связано с многолетней тенденцией снижения возраста бедных одиноких матерей к моменту рождения первого ребенка.

В США не предоставляется оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, за исключением некоторых штатов. Предусмотрен лишь неоплачиваемый отпуск по беременности и родам для работающих родителей (предоставляется также отцу) сроком до 12 недель. На время отпуска работодатель обязан гарантировать сохранение рабочего места за работником. Условием предоставления такого отпуска является стаж работы не менее 1250 часов за предыдущий год на предприятиях с количеством работников, превышающих 50 человек.

Следует также упомянуть пособие в связи с потерей кормильца, предоставляемое в рамках социального страхования, так как оно напрямую касается дохода детей.

Канада

Несмотря на экономическое процветание и большие достижения в области формирования человеческого капитала (Канада несколько лет подряд удерживает первое место в мире по Индексу развития человеческого потенциала[14]), канадское общество считает, что непозволительно большое количество детей проживает в малообеспеченных семьях. Например, по оценкам канадской статистики, в 1992 году более одного миллиона детей (1 265 000) проживало в семьях с низким доходом, что в пропорциональном отношении превышает средний показатель по промышленно развитым странам. При этом 54% этих детей проживает в семьях с двумя родителями. Понятие «семья с низким доходом» предполагает, что доход семьи не превышает определенный порог, устанавливаемый ежегодно Бюро по статистике Канады. Всего публикуется 35 различных порогов низкого дохода. К малообеспеченным относятся семьи, расходующие более 55% своего дохода на питание, оплату жилья и одежду. Например, в 1992 году порог низкого дохода для семьи из трех человек, проживающей в крупном городе, составлял 25 163 кан. доллара в год.