Семейные пособия: международные нормы и зарубежный опыт: Учебно-методическое пособие, страница 10

Более конкретным международным документом при определении ориентиров в системе семейных пособий является, безусловно, Европейский кодекс социального обеспечения, принятый Советом Европы в 1964 и пересмотренный в 1990 году. Вслед за Конвенцией МОТ № 102 этот кодекс, вместе с протоколами к нему, определяет минимальный уровень защиты, который присоединившиеся государства должны предоставлять в связи с наступлением основных социальных рисков, в том числе и на содержание детей. Содержащиеся в нем нормы, естественно, выше предусмотренных МОТ, так как они рассматриваются в качестве приемлемого минимума только для европейских стран. В кодексе, помимо общих положений (об используемых терминах), раскрывается содержание системы семейных пособий как одной из традиционных отраслей социального обеспечения. В нем содержатся также стандарты по начислению периодических выплат, а также стандарты процедур надзора (контроля). Пересмотр кодекса был связан с необходимостью повысить некоторые стандарты, расширить охват населения и другими причинами. Пересмотренный кодекс был открыт для переподписания в 1990 году. Вступив в 1996 году в Совет Европы и подписав в сентябре 2000 года Европейскую социальную хартию, Российская Федерация тем самым выразила готовность следовать всем положениям этого кодекса. Эта готовность станет юридической обязанностью после ратификации Европейской социальной хартии российским парламентом.

В части VII, Кодекс описывает предоставление семейных пособий как вид поддержки, представляющей собой (ст. 40) «ответственность за обеспечение детей». Предусмотрено, что уровень охвата этими пособиями (ст. 41) может быть ограничен:

а) установленными категориями работающих по найму, составляющими не менее 50 процентов от общего числа работающих по найму ИЛИ

б) установленными категориями экономически активного населения, составляющими не менее 20 процентов от общего числа жителей.

Кодекс дает возможность выбора между тремя возможными альтернативами предоставления пособий: а) периодические выплаты; б) предоставление детям или на детей продовольствия, одежды, жилья, отпуска или помощи по дому; в) сочетание пунктов а) и б).

Кодекс не устанавливает пороговое значение индивидуальных пособий, что действительно не имело бы смысла ввиду разнообразия индивидуальных ситуаций и потребностей потенциальных бенефициариев. Вместо этого, он устанавливает (ст. 44) нижний предел для общей суммы выделяемых пособий (в денежной или натуральной форме), который должен составлять 1,5 процента от заработной платы обычного взрослого рабочего мужского пола, помноженные на общее число детей всех жителей.

Важнейшим международно-правовым документом, отражающим общую тенденцию в развитии трудовых отношений в мире, является Конвенция МОТ № 156 о равном обращении и равных возможностях для работников, мужчин и женщин: работники с семейными обязанностями, принятая в 1981 году. Принятие данной конвенции было связано с тем, что в прежних конвенциях, противодействовавших дискриминации в области труда и занятий, не рассматривались различия, проводимые на основе семейных обязанностей работников. Конвенция учитывает коренные изменения, произошедшие в уровнях участия мужчин и женщин в рынке труда, а также возросшую конкуренцию. В преамбуле к конвенции делается вывод о том, что многие проблемы, стоящие сегодня перед всеми работниками, усугубляются для работников с семейными обязанностями.

Статья 1 конвенции распространяет ее действие на работников, мужчин и женщин, имеющих семейные обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей, когда такие обязанности ограничивают их возможности подготовки, доступа, участия или продвижения в экономической деятельности. Далее действие конвенции распространяется и на работников, имеющих обязанности и в отношении других ближайших родственников- членов их семьи.

Для установления подлинного равенства обращения и возможностей для работников, мужчин и женщин, - говорится в статье 4, - принимаются все меры, соответствующие национальным условиям и возможностям, с тем, чтобы:

а) работники с семейными обязанностями могли осуществлять свое право на свободный выбор работы;

б) принимались во внимание их потребности в области условий занятости и социального обеспечения.

В статье 8 утверждается, что «семейные обязанности сами по себе не могут служить основанием для прекращения трудовых отношений».

Нетрудно сделать вывод, что эти положения конвенции имеют прямое отношение к уровню охвата семейными пособиями и влиянию этого охвата на мобильность рабочей силы. Другими словами, исключенность каких-то категорий экономически активного населения из охвата семейными пособиями может оказывать влияние на выбор работы, ограничивая его.

Основополагающие принципы организации систем семейных пособий

В целом, на основе ряда перечисленных международных документов, имеющих отношение к положению семей с детьми, – среди которых Конвенция по правам ребенка, Европейская Социальная Хартия, Европейский Кодекс социального обеспечения, Конвенция МОТ (№ 156) о работниках с семейными обязанностями, Международный Пакт по экономическим, социальным и культурным правам – можно сформулировать несколько основополагающих принципов в отношении функционирования систем семейных пособий[5]:

Все граждане, включая детей, имеют право быть защищенными от бедности и социального исключения.

(Европейская Социальная Хартия, статья 30),

Защита ребенка – совместная обязанность родителей и государства. (Европейская Социальная Хартия, статья 17, Конвенция по правам ребенка, статья 27.2),

Меры, принимаемые для защиты детей, могут использовать процедуры проверки нуждаемости, но должны принимать во внимание все обстоятельства, в которых живет ребенок.

(Конвенция по правам ребенка, статья 26.2),

Меры социальной защиты уязвимых семей с детьми не могут исключать семьи на основе числа детей в семье.

(Международный Пакт по экономическим, социальным и культурным правам, статья 11, Конвенция по правам ребенка, статья 26),

Меры социально защиты уязвимых семей с детьми должны охватывать, по крайней мере, 20 процентов всех жителей.

(Европейский Кодекс социального обеспечения, статья 41, Европейская Социальная Хартия, статья 17),