Семейные пособия: международные нормы и зарубежный опыт: Учебно-методическое пособие, страница 4

В связи с ростом так называемой новой бедности и сокращением ресурсов для поддержания государства благоденствия формулирование политических целей и развертывание программ, имеющих четко выраженную «семейную» направленность, сокращается. Все в большей степени речь идет о тесной связи семейной политики с самым широким спектром государственных действий в социальной сфере. В этой связи невозможно также выделить какие-либо «модели» семейной политики в различных странах. Сегодня возможно говорить лишь о небольшом количестве стран, сохраняющих семейную политику, формулируемую отдельно даже в настоящий период, когда такая политика становится чаще всего лишь «подразделом» социальной политики в целом. В то же время ни результаты проведения в жизнь семейной политики в этих странах, ни их сравнение с ситуацией в странах, не имеющей такой политики, не дают возможности доказательно говорить о каких-либо их прямых последствиях на жизнь семей.

Цели семейной политики и их влияние на систему семейных пособий

Традиционные цели любой государственной политики в отношении семьи возможно разделить на две большие категории: цели перераспределения, с одной стороны, и цели влияния на поведение, с другой. Как и говорилось, некоторые из этих целей формулируются открыто, другие просто имеются в виду при принятии решений.

Цели перераспределения ресурсов обычно принято делить на вертикальное распределение (от более богатых семей или домохозяйств к более бедным) и на горизонтальное распределение (при равном доходе – от бездетных семей в пользу семей с детьми). Возможно также подразделять выплачиваемые семейные пособия по принципу их финансирования – страхование (социальное обеспечение), солидарность (через общую налоговую систему) или вспомоществование (социальная помощь).

Политика, имеющая целью влиять на поведение людей, состоит обычно в создании условий (обычно материальных, но не только), которые соответственно способствуют, препятствуют или делают возможным то или иное поведение, тот или иной выбор семей. Речь чаще всего идет о выборе в отношении занятости, образования, управления временем, формы семейной жизни, но также и об уровне рождаемости.

Цели вертикального и горизонтального перераспределения ресурсов присутствуют, с той или иной степенью выраженности, практически во всех странах, особенно в тех, где существуют системы семейных пособий. Эти системы делятся, в основном, на две большие группы – системы с универсальными пособиями (преследующие цели горизонтального перераспределения) и системы, предоставляющие пособия с проверкой нуждаемости, которые получают все более широкое распространение.

Рассмотрим самые распространенные цели, которые в разные исторические периоды провозглашались в рамках семейной политики, и, в частности, в рамках установления системы семейных пособий, в разных странах.[2]

Пронаталистская

Семейная политика являет собой крайний пример разнообразия, и подчас противоречивости, тех целей, которые ставятся в отношении социальной защиты одной и той же социальной группы. Пионерами семейных пособий в период между двумя мировыми войнамибыли Франция и Бельгия, которые руководствовались пронаталистскими соображениями. В тот момент это были страны с низким уровнем рождаемости, которые понесли значительные человеческие потери в ходе Первой мировой войны, и повышение уровня рождаемости рассматривалось в этих странах как дело национальной безопасности в ситуации растущего противостояния сверхдержав.

Пронаталистская тенденция в определении семейной политики Франции постепенно смягчалась с течением лет. Доминируя в предвоенный период, она стала значительно менее заметной в период после войны вплоть до 80-х годов (когда рождаемость была достаточно высока) и возникла снова в последние двадцать лет. Отражением этих колебаний в семейной политике является изменение количества льгот, предоставляемых многодетным семьям.

Цели повышения рождаемости в семейной политике обычно выражаются в ориентации системы семейных пособий на многодетные семьи, что косвенно означает ориентацию на бедные семьи. В то же время, обычно при преследовании этих целей не применяется проверка дохода и они легко сочетаются с налоговыми льготами для семей с детьми, несмотря на обычно регрессивный характер таких льгот. Этот факт объясняется тем, что если стоит цель повысить рождаемость, ее так же важно повышать среди обеспеченных, как и среди бедных. Пронаталистскую политику в демократических обществах принято считать консервативной, так как обычно она предусматривает меры, мотивирующие матерей оставаться дома и ухаживать за детьми. Демократические правительства воздерживаются от открытого провозглашения этих целей, даже если вынуждены учитывать их имплицитно.

Поддержание дохода (горизонтальное распределение)

Несмотря на сильные пронаталистские тенденции в предвоенной Франции, первой из стран сформулировавшей отчетливую концепцию семейной политики в «Семейном Кодексе» в 1939 году, эта цель никогда не была ни единственной, ни даже первоначальной при введении семейных пособий. Семейные пособия впервые появились в частном секторе в качестве дополнения к заработку работникам, имеющим семьи. Государство вмешалось с целью предоставления гарантий выплаты этих пособий на коллективном уровне в момент, когда стало ясно, что работодатели отказываются от предоставления этих выплат в период кризиса 30-х годов. Аргумент, выдвигаемый в тот период, состоял в том, что семейные пособия необходимо признать как неотъемлемую часть общенациональной системы социального обеспечения, так как наравне с другими выплатами они способствуют поддержанию уровня жизни семьи в момент наступления периода риска.

По логике вещей, если семейные пособия являются, как и пенсии, выплатами социального обеспечения, то они должны бы, как и пенсии, быть связаны с предыдущим заработком либо зависеть в какой-то мере от страхового или трудового стажа. В действительности, семейные пособия во Франции, например, предоставлялись долгое время после войны с учетом занятости как условия предоставления, и это условие до сих пор сохраняется в Бельгии, Люксембурге, Греции и Испании. Хотя только лишь в Греции размер семейных пособий зависит от предыдущего заработка.