Финансовая помощь, оказываемая семьям с детьми, представляет собой один из самых первых элементов системы социального обеспечения, сложившейся в Канаде. Первый законодательный акт, введший налоговые освобождения, связанные с наличием детей в семье, датируется 1918 годом. Система мер в поддержку семей с детьми, финансируется и управляется на двух уровнях – федеральном и провинциальном. Она включает как денежные выплаты на детей, так и освобождения от подоходного налога. Кроме того, все провинциальные и муниципальные системы социальной помощи учитывают количество детей в семье при расчете размера этой помощи.
Наиболее масштабными программами по поддержке семей с детьми, в которых участвует федеральное правительство, являются Налоговое пособие на ребенка и провинциальные программы социальной помощи.
В 1993 году федеральное правительство заменило двойственную систему денежных пособий и налоговых кредитов на детей программой Налогового пособия на ребенка (НПР). В том же году это пособие было выплачено 3.1 миллиону семей с детьми, что составило 80% от общего количества семей с детьми, и обошлось федеральному правительству в 5,1 миллиарда канадских долларов.
НПР представляет собой ежемесячную выплату, не облагаемую налогом, рассчитываемую пропорционально доходу семьи. Выплата производится до достижения ребенком 18 лет. Пособие состоит из трех частей: базовое пособие, надбавка детям до 7 лет и подоходная надбавка.
Базовое пособие служит целям горизонтального перераспределения и призвано разделить расходы на воспитание между государством и семьей. Его размер зависит от дохода семьи и количества детей. Максимальный размер базового пособия составлял в 1994 году 1 020 канадских долларов на одного ребенка в год плюс дополнительные 75 долларов на каждого ребенка, начиная с третьего. Базовое пособие максимального размера назначается семьям, доход которых не превышает «порог низкого дохода». Далее, с ростом дохода семьи размер базового пособия уменьшается. Для семей, имеющих более одного ребенка, его размер уменьшался на сумму, эквивалентную 5% от части чистого дохода, на которую был превышен «порог низкого дохода». Для семей с одним ребенком сокращение составляло 2,5% от разницы между полученным чистым доходом и «порогом низкого дохода». Таким образом, семьи с детьми, чей доход превышал 67 000 канадских долларов в год, не получали базового пособия совсем (по данным на 1994 год).
НПР также дополняется ежегодной надбавкой на детей младше 7 лет в сумме 213 кан. долларов. Это связано с дополнительными затратами родителей на присмотр за детьми дошкольного возраста. Эта надбавка также не выплачивается тем родителям, которые пользуются специальным налоговым освобождением для средств, направляемых на оплату присмотра за детьми.
Подоходная надбавка выплачивается родителям, имеющим низкий доход. Однако ее выплата начинается, когда трудовой доход семьи начинает превышать определенный уровень (в 1994 году 3 750 кан. долларов). Размер надбавки составляет 8% от суммы трудового дохода, превышающего этот установленный минимальный уровень. Максимальный размер надбавки составляет 500 долларов в год для семей, чей доход находится на уровне между 10 000 и 20 900 долларов в год. Размер надбавки не зависит от количества детей. Для семей, имеющих более высокие доходы, размер надбавки постепенно сокращается, сходя на нет уже для семей, имеющих доход на уровне «порога низкого дохода».
Налоговое пособие на ребенка, в целом, подлежит ежегодной индексации по уровню потребительских цен (при их росте более чем на 3%). Уточнение размера пособия происходит систематически в июле на основе декларации о доходах за предыдущий год. Однако, в связи с целым рядом факторов, требующих изменения в размере пособия, уточнение может произойти и в течение года. Среди таких факторов рождение ребенка, развод, изменение условий присмотра за детьми.
В связи с наличием собственных приоритетов в проводимой семейной политике провинции вправе запросить разрешения федерального правительства на изменение размера НПР в связи с возрастом ребенка или его очередностью в семье. Однако эти изменения касаются только базового пособия и не могут повлечь его выплату в размере, ниже 85% от установленного федеральным правительством.
Как видно из описания условия предоставления НПР, разработанная в Канаде система выплат принимала во внимание последствия, оказываемые на семьи работающих бедных. Действующая система пособий направлена на удержание низкооплачиваемых работников на рынке труда.
Поскольку заработная плата не учитывает количество детей в семье, часть занятых полное рабочее время работников получает трудовой доход, не позволяющий им обеспечивать на адекватном уровне потребности своей семьи, а также оплачивать дополнительные расходы, связанные с сочетанием профессиональной деятельности и семейных обязанностей (присмотр за детьми). Таким образом, низкооплачиваемые работники во многих странах оказываются пленниками социальной помощи, которая зачастую обеспечивает более высокий уровень жизни их семье, чем низкая заработная плата, на которую они могут рассчитывать. Это связано как с потерей денежных и, часто более значимых, натуральных выплат, так и с дополнительными расходами, связанными с исполнением трудовых обязанностей. Социальная помощь в этом случае становится отрицательным стимулом к трудовой деятельности и ведет к воспроизводству бедности в малообеспеченных семьях.
Система пособий на детей (НПР) в Канаде нацелена на удержание низкооплачиваемых работников на рынке труда. Выплата Налогового пособия на ребенка не прекращается при незначительном росте трудового дохода родителей. Более того, максимальный размер НПР, предоставляемого федеральным правительством, предоставляется семьям, чей доход превышает уровень, установленный для предоставления социальной помощи в провинциях. Таким образом, получатели социальной помощи, начавшие работать, продолжают получать федеральное пособие на ребенка в максимальном размере.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.