Другим способом поддержать работающих, но низкооплачиваемых родителей является подоходная надбавка в рамках НПР. Эта надбавка, по сути, представляет собой прямое адресное субсидирование бедных работающих с детьми. Введение подоходной надбавки в 1993 году представляет собой значительную новацию в деле реинтеграции получателей социальной помощи в рынок труда. Эта выплата призвана помочь родителям компенсировать потерю социальной помощи при выходе на работу, а также частично компенсирует новые виды расходов, связанные с занятостью (дополнительную одежду, расходы на транспорт, услуги присмотра за детьми и др.). Однако, значительным недостатком и ограниченностью этой меры является тот факт, что надбавка начинает выплачиваться только лишь с нового налогового года.
Начиная с 1998 года, в Канаде была осуществлена поэтапная реформа НПР, нацеленная на выравнивание уровней предоставляемой помощи детям, проживающим в семьях работающих бедных, и детям из семей получателей социальной помощи. Сегодня НПР продолжает выплачиваться 90% семей с детьми. Оно также зависит от дохода семьи и подлежит индексации по стоимости жизни. Максимальный размер выплачиваемого пособия выше для первого ребенка, чем для последующих детей. К 2004 году федеральное правительство планирует повысить расходы на выплату пособий на детей на 58% (включая индексацию) по сравнению с 1998 годом[15].
Программы социальной помощи провинций и территорий Канады получают финансирование федерального правительства в рамках Национальной программы социальной помощи. По правилам этой программы, федеральное правительство делит расходы на социальную помощь с правительствами провинций при определенных условиях.
Обычно программы социальной помощи предоставляют семьям доход, позволяющий оплатить жизненно важные расходы, в отсутствие других источников дохода. Каждая провинция самостоятельно определяет, что является такими жизненно важными расходами в бюджете семьи. Также каждая провинция имеет свои правила в отношении учитываемых доходов семьи и других ее активов. Среди 10 провинций не найти и двух, применяющих идентичные правила. В этой связи уровень пособий социальной помощи сильно варьирует по территории Канады, в целом.
Уровень помощи значительно варьирует также и внутри провинций в зависимости от ситуации, в которой оказалась семья. Например, в провинции Онтарио не установлено единой ставки социальной помощи на ребенка, в действительности существует 26 разных ставок, определяемых в зависимости от возраста ребенка, семейного положения родителей, количества взрослых в семье, наличия инвалидов, типа жилья и много другого.
В связи с текущим и планируемым ростом расходов федерального правительства на выплату Налогового пособия на ребенка провинциям рекомендовано направлять средства социальной помощи на программы поддержки других категорий населения.
Помимо упомянутых программ, в которых участвует федеральное правительство, правительства провинций предоставляют широкий спектр привилегий семьям с детьми. Речь может идти об универсальной (независимо от дохода семьи) системе пособий в рамках одной провинции, дополнительных налоговых освобождениях для семей с низким доходом, пособиях социальной помощи работающим бедным с детьми и других. Особенностью щедростью отличаются натуральные виды помощи, предоставляемые в некоторых провинциях Канады, малообеспеченным семьям. В перечень жизненно важных потребностей, обеспечиваемых бесплатно, могут входить, например, бесплатные услуги дантиста и предоставление очков. Такая «щедрость» натуральных выплат затрудняет проведение политики стимулирования получателей социальной помощи к выходу на работу.
Провинция Квебек, следующая французской традиции в вопросах семейной политики, является единственной провинцией в Канаде, выплачивающей пособия на детей независимо от дохода семьи. Пособия выплачиваются на каждого ребенка моложе 18 лет, предусмотрены дополнительные пособия на детей моложе 3 лет и на детей-инвалидов. В Квебеке также предоставляются различные налоговые освобождения для семей с детьми и прямые субсидии низкооплачиваемым работникам на оплату присмотра за детьми.
Крупнейшие национальные системы социального страхования – пенсионная и по безработице – учитывают наличие детей при исчислении выплат.
Критика системы поддержки семей с детьми, действующей в Канаде, связана, в основном, с недостатками управления при разделении полномочий федерального и провинциальных правительств. Федеральные и провинциальные власти участвуют в управлении широкого спектра денежных и налоговых трансфертов, которые предоставляют льготы одним и тем же семьям за воспитание одних и тех же детей. В этой связи неизбежно возникает дублирование функций и сложность в управлении, что создает трудности для самих получателей, а также не способствует прозрачности системы в целом. Налогоплательщику, таким образом, трудно объяснить, достигает ли система, действующая на различных уровнях, поставленных целей.
Одним из главных требований к системе семейных пособий, зафиксированных в международных документах, является требование справедливого обращения. Другими словами, семьи, оказавшиеся в сходных обстоятельствах, должны рассчитывать на сходное обращение и уровень помощи. Однако различия в критериях предоставления поддержки в рамках федеральных и провинциальных программ приводят к проявлению несправедливости по отношению к получателям. Например, семья, попросившая статус беженцев, может рассчитывать на получение социальной помощи в провинции, но не имеет права на федеральное пособие НПР. Мать, проживающая в гражданском браке, также скорее всего будет рассматриваться по-разному федеральным и провинциальным правительством, так как они чаще всего имеют различный подход к определению факта совместного проживания.
Кроме того, критерии предоставления социальной помощи в провинциях часто носят более строгие финансовые ограничения в отношении дохода семьи по отношению к федеральным требованиям, используемые там процедуры практически неизбежно приводят к «эффекту клейма».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.