В этой связи, чтобы не оказаться политической декларацией, семейная политика, там, где она провозглашена, должна иметь четкие приоритеты и информировать об ожидаемых на определенном этапе результатах. Кроме того, подходы, выбираемые для формулирования и проведения в жизнь политики в отношении семьи, имеют глубокие корни в истории, культуре, политических и социальных традициях стран. В демократических обществах не стихают дискуссии вокруг того, что на самом деле является, а что не является семейной политикой, какие меры должно проводить в жизнь правительство, чтобы его политика в отношении семьи была последовательной и интегрированной. В центре внимания продолжает оставаться главный из общих интересов семьи и государства – рождение и воспитание детей.
Разве не заслуживают внимания общества родители, которые обеспечивают воспроизводство общества в силу своего выбора – иметь и воспитывать детей. Воспитание ребенка объективно накладывает на родителей бремя, выражаемое, помимо прочего, в денежном и временном эквиваленте. По логике вещей, на их усилия общество должно отвечать солидарностью. Государство должно таким образом строить свою политику, чтобы человек не был в ущемленном положении по той причине, что он воспитывает детей. В этой связи дискуссии по вопросам семейной политики чаще всего концентрируются вокруг справедливости социальных трансфертов, происходящих в результате применения той или иной системы социальной защиты.
В целом, выделяют следующие четыре характеристики, подтверждающие наличие семейной политики в стране:
- формулирование органами государственной власти специальных программ в отношении семьи. Такой подход помогает повысить статус семьи в обществе, ориентировать в ее пользу законотворческую деятельность, определить ожидаемые результаты в отношении проводимой политики и, наконец, сделать именно семью адресной категорией при осуществлении различных экономических и социальных мер.
- Реальное проведение в жизнь и институциональная поддержка этих программ. Ярким подтверждением этому является наличие целевого финансирования, планов действий, создание специальных административных органов.
- Наличие значительной социальной активности в этой области, которая собственно и является связующим звеном между государственной властью и обществом. Признаками этой активности является количество и разнообразие неправительственных организаций, общественных объединений, инициативных групп в поддержку тех или иных интересов семьи, а также предоставленные им возможности быть услышанными и влиять на принятие решений.
- И, наконец, наличие семейной политики возможно только там, где общество признает за государством право вмешательства в жизнь семьи. Другими словами, система ценностей, разделяемая большинством населения, должна признавать легитимность вмешательства государства во благо здоровья и благосостояния семей, часто в ущерб либеральному индивидуализму и неприкосновенности частной жизни.
Особенности национальной культуры, истории, идеологии, влияющие на различия в семейной политике, в основном, находят свое отражение в следующих факторах:
Легитимность вмешательства государства в жизнь семьи (например, стремление повысить рождаемость) воспринимается в разных странах очень по-разному. В этом вопросе сторонники либерализма с их уважением к частной жизни сталкиваются со сторонниками «просвещенного» государственного вмешательства.
Доминирующие в этом вопросе концепции и представления влияют на включение работников обоих полов в рынок труда и на политику занятости. В некоторых странах стремятся облегчить участие женщин в экономической жизни и способствовать равенству возможностей между полами. Однако, в условиях роста безработицы и замедления экономического роста возможно говорить о различной степени приверженности такому подходу. Влияние этой новой ситуации на благосостояние семей и, таким образом, косвенно, на рождаемость еще подлежит более детальному изучению. Чаще всего в концепциях семейной политики (там, где они есть) провозглашается цель предоставления каждой семье свободы выбора в отношении желаемого количества детей и занятия профессиональной деятельностью для матери. Однако изучение связи между этими целями, с одной стороны, проводимыми в жизнь мерами социальной политики, со второй, и реальными возможностями семей, с третьей, выявляет очень сложную и неоднозначную картину.
Одновременное давление всех перечисленных проблем внутри страны обязывает ее правительство принимать трудные бюджетные решения. Эти решения зависят от политического выбора и от расстановки сил между социальными и экономическими партнерами (работодателями, профсоюзами, ассоциациями по делам семьи, государственными органами и др.). Значительный рост расходов на здравоохранение, пенсионные выплаты и пособия по безработице ограничивают возможности финансирования мер семейной политики.
Несмотря на культурное многообразие, вряд ли найдется страна, где государство не брало бы на себя ответственность за реализацию интересов семьи и не провозглашало бы приверженность этим интересам. Тем не менее, экономические и социальные реалии оказывают решающее влияние на проведение в жизнь провозглашаемой политики. Таким образом, анализируя результаты семейной политики в разных странах необходимо, прежде всего, провести и соблюдать следующие два фундаментальных различия:
- между провозглашаемыми целями и содержанием проводимой политики, во-первых,
- и между целями и достигнутыми результатами, во-вторых.
Безусловно, легче проводить анализ семейной политики в тех странах, где она официально сформулирована на государственном уровне и так или иначе закреплена законодательно. При этом не следует упускать из виду, что такая политика имеет чаще всего некоторый «побочный эффект», т.е. последствия, которые не были сформулированы среди ожидаемых результатов. И эти последствия также необходимо реконструировать и учитывать в ходе анализа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.