1.Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии). В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:
1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства; прямо или косвенно регулирующие постановку учета в организации. Основным документом ФЗ от 21.11.96 № 129-ФЗ «О БУ». определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.
2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности; необходимость их в обобщении и трактовке применения принципов и базовых правил бу. ПБУ:
-«Учетная политика организации». ПБУ 1/08.
-«Учет договоров строительного подряда». ПБУ 2/08.
-«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». ПБУ 3/2006
-«Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99
-«Учет материально-производственных запасов». ПБУ 5/01.
-«Учет основных средств». ПБУ 6/01.
-«События после отчетной даты». ПБУ 7/98.
-«Условные факты хозяйственной деятельности». ПБУ 8/01.
-«Доходы организации». ПБУ 9/99.
-«Расходы организации». ПБУ 10/99.
-«Информация о связанных сторонах». ПБУ 11/08.
-«Информация по сегментам». ПБУ 12/2000
-«Учет государственной помощи». ПБУ 13/2000.
-«Учет нематериальных активов». ПБУ 14/2007.
-«Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию». ПБУ 15/08
-«Информация по прекращаемой деятельности». ПБУ 16/02.
-«Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». ПБУ 17/02.
-«Учет расчетов по налогу на прибыль». ПБУ 18/02.
-«Учет финансовых вложений». ПБУ 19/02.
-«Информация об участии в совместной деятельности». ПБУ 20/03.
-«Изменения оценочных значений». ПБУ 21/08.
Они включают общие положения, определяющие сферу применения, определения и понятия по соответствующим объектам учета;методы оценки активов и обязательств; методологические основы организации учета различных видов активов; раскрытие информации в бух отчетности. Носят обязательный характер.
3-й уровень: методические рекомендации (указания), раскрывающие способы и правила ведения бухгалтерского учета применительно к соответствующим ПБУ инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств; План счетов бухгалтерского учета, утв. Минфином РФ от 31 октября 2000 г.
4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия, устанавливающие правила ведения бухгалтерского учета и отчетности на основе выбора одного из способов, предложенных Минфином России. Это учетная политика (совокупность приемов и методов ведения бухгалтерского учета для решения задач, поставленных собственниками)
2.Финансовый,управленческий и
налоговый учет, их взаимосвязь и сравнительная характеристика.
Бухгалтерский финансовый учет предоставляет необходимую информацию, которая
используется не только для внутреннего управления предприятием, но в первую
очередь для сторонних пользователей и, следовательно, жестко подчинена
стандартным принципам. Применительно к внешним пользователям цель
бухгалтерского учета – формирование информации о финансовом положении
организации, финансовых результатах и изменениях в финансовом положении,
полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.
Применительно к внутренним пользователям целью бухгалтерского учета является
формирование информации, необходимой руководству организации для принятия
управленческих решений, планирования, анализа и контроля производственной и
финансовой деятельности. Для достижения указанных целей бухгалтерского учета
предполагается, что он будет осуществляться в соответствии с допущениями
имущественной обособленности, непрерывности деятельности организации,
последовательности применения учетной политики и временной определенности
фактов хозяйственной деятельности.
В бухгалтерском финансовом учете непрерывно регистрируются все хозяйственные операции, произведенные предприятием, все известные факты, в результате которых меняется его имущественное состояние, и финансовые результаты в натуральном и денежном измерении. Достоинство этой информационной системы в том, что она строится на строго документальной основе, содержит доказательные данные, подтвержденные участниками сделок. В процессе управления предприятием ведущая роль принадлежит учетно-экономической информации.
В российской практике традиционно использовалась единая система отражения данных на счетах бухгалтерского учета, формирующая информацию в интересах финансового и управленческого учета, большей частью – в интересах калькулирования и контроля затрат. В результате часть информации управленческого учета формируется внесистемным путем в оперативном порядке. В последние годы пришло понимание необходимости разделить бухгалтерский учет на два направления – финансовый и управленческий учет. Существенным фактором разделения единого учета явилось нормативное регулирование составления финансовой отчетности, а следовательно, и ведения финансового учета. Внутрифирменная отчетность, построенная на управленческом учете, не регулируется и не может регулироваться общеобязательными стандартами учета и отчетности. Она всецело зависит от методов управления и пожеланий управляющих.
Требования, предъявляемые к организации налогового учета, существенно отличаются от требований, по которым строится финансовый учет. Таким образом, основной особенностью главы 25 части второй НК РФ, отличающей ее от других глав Налогового кодекса и иных законодательных актов, регулирующих налоговые правоотношения, является установление необходимости организации ведения налогового учета параллельно бухгалтерскому. Основным участком налогового учета является налоговый учет расходов. От правильности формирования данных налогового учета расходов в конечном счете зависит правильность определения налоговой базы, и разногласия с налоговыми органами возникают, как правило, по поводу правомерности принятия отдельных видов расходов к уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль.
Система налогового учета представляет собой совокупность традиционных методов бухгалтерского учета и специальных правил, которые предусмотрены налоговым законодательством.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: основные принципы учета в финансовом, управленческом и налоговом учете совпадают; данные, которые используются в финансовом, управленческом и налоговом учете, одни и те же — хозяйственные операции предприятия, разница лишь в группировках, условиях принятия к учету и оценках стоимости, в которых ее использует каждый вид учета (единицы измерения, полнота отражения и т.д.); бухгалтерский учет — это система учета, включающая три подсистемы (финансовую, налоговую и управленческую); необходимо придерживаться единого подхода в видах учет, т.к. только это позволит добиться сопоставимости данных, являющихся результатом учетных процедур.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.