Содержание стр.
1. Вагонное электрооборудование и его назначение, размещение и
условие работы.
2. Классификация пассажирских вагонов с АСЕС.
3. Структурные схемы автономных систем электроснабжения .
4. Основные элементы АСЕС ,определяющие их свойства.
5. Аккумуляторные батареи.
6. Генераторы.
7. Отказы АСЕС причины возникновения и формы проявления.
8. Основные технологические процессы ремонта электрооборудования
вагонов на вагоноремонтных заводах и в вагонных депо.
I. ВАГОННОЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ. ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ, РАЗМЕЩЕНИЕ И УСЛОВИЯ РАБОТЫ
Одно из основных требований, предъявляемых к любому вагону - это обеспечение сохранности перевозимого груза. В грузовых вагонах для этого, как правило, достаточно: надежно закрепить груз или создать замкнутое пространство, исключающее его перемещение за допустимые пределы; обеспечить требуемую плавность хода, а также позаботиться о предохранении груза от вредных атмосферных воздействий (в основном пыли и влаги) и от хищений.
В рефрижераторных вагонах дополнительно приходится обеспечивать и необходимые температурные условия.
В пассажирских вагонах кроме температуры необходимо поддерживать заданный уровень освещенности, подавать требуемое количество свежего воздуха, а также выполнять ряд дополнительных требований, определяемых заданным уровнем комфорта.
Решить названные задачи в рефрижераторных и пассажирскихвагонах можно только за счет использования дополнительной энергии. Если эта энергия поступает ко всем вагонам поезда от единого источника, то такую систему энергоснабжения называют централизованной. Если же источник энергии расположен непосредственно на вагоне , рассчитан на питание потребителей только данного вагона, то говорят об автономной системе.
Наиболее широко для этих целей используют электрическую энергию, что обусловило замену в дальнейшем тексте лекции термина "энергоснабжение" термином "электроснабжение".
Электроэнергия, поступающая от собственного источника или подводимая к вагону со стороны, перерабатывается в другие виды энергии (тепловую, световую, механическую), непосредственно используемые для обеспечения сохранности перевозимых грузов или для удовлетворения нужд пассажиров.
Выполнение всего круга задач, связанных с выработкой и преобразованием электроэнергии, возложено на вагонное электрооборудование (ВЭО), включающее в себя совокупность электротехнических устройств [I]. В соответствии с назначением эти устройства могут быть разделены на две группы, одна из которых производит (вырабатывает), преобразует, передает и распределяет электроэнергию; вторая потребляет, преобразуя её в тепловую, световую или механическую энергию.
Система электроснабжения (СЭС) включает в себя элементы первой группы ВЭО.
Потребители электроэнергии составляют вторую группу ВЭО. Наиболее широкое распространение на пассажирских и на части грузовых - рефрижераторных вагонах получили автономные системы электроснабжения (АСЭС). В АСЭС вагона входят следующие электротехнические устройства: основной (генератор) и вспомогательный (аккумуляторная батарея) источники питания; регулирующая, защитная и коммутационная аппаратура; а также проводные цепи, по которым электроэнергия от источников передается к потребителям.
Основным источником питания в АСЭС является вагонный генератор, приводимый во вращение от оси колесной пары. По этой причине в литературе АСЭС иногда называют "осевыми системами". Вырабатывать электроэнергию генератор может лишь при движении вагона со скоростью, превышающей определенное начальное значение Vо- На. стоянках же и при движении вагона со скоростями ниже начальной питание к потребителям поступает от аккумуляторной батареи. При работающем генераторе аккумуляторная батарея переходит в режим заряда, восполняя потери энергии, отданной ею для питания потребителей.
Электроэнергия, вырабатываемая источниками питания, характеризуется количественными и качественными параметрами, среди которых следует назвать: мощность ( в большинстве случаев оперируют значением активной мощности Р ), уровень ( V ) и частоту ( f ) питающего напряжения, величину ( I ) и род вырабатываемого тока (постоянный или переменный), количество фаз (для переменного тока). Интерес представляют допустимые абсолютные изменения количественных параметров: напряжения -ΔU , частоты - Δf и другие.
Поддерживать эти параметры на заданном уровне в рабочем режиме и не допускать их повышения до критических значений в переходных и аварийных режимах помогает специальная аппаратура регулирования и защиты, входящая в состав любой АСЭС. Из аппаратов регулирования необходимо в первую очередь назвать: регулятор напряжения генератора (РНГ) и ограничитель тока генератора (ОТГ). Среди аппаратов защиты - реле максимального (РМН) и пониженного (РПН) напряжений. Эти аппараты присутствуют, как правило, в любой АСЭС.
Кроме того, в каждой разновидности АСЭС есть аппараты, необходимость установки и применения которых диктуется особенностями этих систем.
К ним, например, относятся аппараты коммутации, осуществляющие необходимые переключения в цепях АСЭС при изменении режимов их работы. В каждой АСЭС есть устройства, выполняющие Функции, свойственные только ей. Поэтому говорить о них имеет смысл лишь применительно к конкретной системе, что и будет сделано в дальнейшем.
Вагонный генератор, аккумуляторная батарея вместе с регулирующей, защитной и коммутационной аппаратурой, а также проводными цепями входят в состав основной или первичной системы электроснабжения (СЭС). В дальнейшем для обозначения первичной СЭС мы будем применять сокращение АСЭС, принятое для автономной системы.
Вырабатываемая АСЭС (или что то же самое - первичной СЭС) электроэнергия может быть использована без дополнительных преобразований далеко не всеми вагонными потребителями. Поэтому в вагонах устанавливают дополнительные устройства, которые, потребляя электроэнергию генератора или аккумуляторной батареи, перерабатывают её в электроэнергию с другими показателями (другой род тока, уровень напряжения, частота), т.е. создают индивидуальные условия, необходимые для работы отдельного потребителя или их группы.
Эти дополнительные устройства ( электромашинные или статические преобразователи) вместе с необходимыми аппаратами регулирования, зашиты, коммутации и проводными цепями образуют обособленные системы электроснабжения, получившие название вторичные СЭС. Вторичных СЭС в вагоне может быть несколько.
Элементы ВЭО, входящие в состав АСЕС и вторичных СЭС, могут быть размещены как внутри вагона, так и снаружи ( под вагоном или сбоку). Вагонный генератор и аккумуляторная батарея всегда размещаются снаружи.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.