Вагонное электрооборудование и его назначение, размещение и условие работы, страница 4

Все провода, по которым электроэнергия подается к отдель­ным потребителям или их группам, оснащены устройствами токовой защиты - предохранителями и автоматами. На схеме эти устройст­ва обозначены буквами F . Кроме токовой в АСЕС устанавлива­ют и различные защиты по напряжению. Два вида такой защиты, характерные для всех без исключения схем, показаны на рассмат­риваемом рисунке:    защита от перенапряжений - РМН (реле максимального напряжения) и защита от понижения напряжения -РПН (реле пониженного напряжения).

Показанные связи РМН означают, что, контролируя напряжение генератора, реле воздействует на цепь его обмотки возбуждения ( ОВ ). Если напряжение генератора превышает наибольшее до­пустимое значение (Uг mах ), то РМН отключает обмотку воз­буждения. Генератор развозбуждается и его выходное напряжение снижается до безопасного уровня.

Место включения защиты от понижения напряжения и её свя­зи указывают на то, что она контролирует напряжение U ъ  ба­тареи и воздействует на цепи отдельных наиболее мощных пот­ребителей. Воздействие сводится к отключению этих цепей, ес­ли напряжение батареи, работающей в режиме разряда, снижает­ся до наименьшего допустимого значения Uбmin. •

На схеме-(см.рис.3.1) блок РПН показан включенным непосред­ственно в цепь питания групп П1 и П2 потребителей. Это следу­ет рассматривать как условность, подчеркивающую лишь сам факт воздействия защиты на эти цепи. В реальных схемах РПН при сра­батывании отключает цепи управления мощных потребителей, де­лая невозможной их работу. Такая мера исключает недопустимый разряд батареи, приводящий к преждевременному выходу её из строя (отказу).

Электроэнергия, вырабатываемая генератором и батареей, без дополнительных преобразований .подается лишь к потребителям группы П2 (см.рис.3.1). К этой группе относятся электронагре­вательные приборы и приводные электродвигатели таких механиз­мов, как вентиляторы, компрессор, насосы и др. Заметим, что на­ходящиеся на путях передачи энергии элементы защиты и комму­тации никаких преобразований не обеспечивают.

Потребители групп П1 и П4 получают электроэнергию от вто­ричных СЭС. Функции одной из них выполняет электромашинный преобразователь ЭМП, имеющий мощность 1,5-2 кВт. Вырабаты­ваемое им напряжение (220 В) переменного тока повышенной час­тоты (425 Гц) подается к люминесцентным лампам. Функции второй выполняет статический (полупроводниковый) преобразователь ПС, который вырабатывает тоже переменное напряжение (220 В), но промышленной частоты (50 Гц ). Это напряжение подается к цепям потребителей группы П4, включающей электробритвы и другие бы­товые приборы небольшой мощности (до 60 Вт).

В цепях питания и люминесцентного освещения и бытовых элект­роприборов используются как электромашинные, так и статические преобразователи. Последним в настоящее время отдается наиболь­шее предпочтение.

Особую группу (ПЗ) потребителей составляют лампы накаливания­
, предъявляющие достаточно жесткие требования к уровню пи­
тающего напряжения. Они получают питание через специальный ста­
билизатор СТ, исключающий повышение напряжения сверх номиналь­
ного значения. Это напряжение равно 50 В в вагонах б/к и IIО-в
вагонах с/к.                               .

В рассматриваемой АСЭС (см.рис.3.1) следует выделить три ба­зовые точки, напряжение в которых отражает свойства схемы:

I - напряжение на выходе генератора - U ;

3 - напряжение аккумуляторной батареи - UБ ;

2 -напряжение, подаваемое к цепям потребителей,- Uп .

Из режимов работы схемы, влияющих на уровень и соотношение напряжений в базовых точках, выделяют два.

Первый, реализуемый на стоянке и при низких скоростях дви­жения, когда напряжение генератора равно нулю или ниже напря­жения батареи. В этом случае энергия от генератора не посту­пает. Батарея, работая в режиме разряда, становится источни­ком питания для потребителей ,и её разрядное напряжение опре­деляет условия их работы, т.е. UБ=UБр = Uп.

Второй режим имеет место, когда напряжение вращающегося ге­нератора становится выше напряжения батареи и достигает уровня, определяемого условиями заряда. Это же напряжение подается и к Цепям потребителей, т.е. Uг= Uбз =Uп •  Генератор обес­печивает электроэнергией и потребителей, и батарею, которая в режиме заряда восполняет запасы энергии, отданной потребителям

 режиме разряда.

Падения напряжения на элементах защиты F  и коммутации К, находящихся между базовыми точками, не превышают I - 1,5 В. Это позволяет не учитывать их влияние на соотношение напряжений в этих точках.

Способность батареи отдавать и потреблять электроэнергию отражена на рис. 3.1 встречным направлением стрелок в её цепи.

Таким образом, в рассмотренной схеме основным элементом, определяющим уровень напряжения в базовых точках, является ак­кумуляторная батарея. Она определяет и уровень напряжения генератора, и уровень питающегонапряжения, подаваемого к цепям потребителей.

Наглядное представление об уровнях напряжений в различных точках рассматриваемой схемы дают данные, помещенные в табл. 3.1. При этом учтена возможность использования и кислотных, и щелочных батарей.

В рассматриваемой структурной схеме АСЭС вагонов с/к напря­жение в цепях потребителей на 23 - 25 превышает номинальное значение. Для вагонов б/к это превышение составляет 30+40%.

Применение трехфазных генераторов переменного тока на ва­гонах с/к производства ГДР повлекло за собой изменение струк­турной схемы. Это видно из рис. 3.2. Между генератором и ба­тареей вместо коммутационного аппарата К  включен полупро­водниковый выпрямитель V, обеспечивающий необходимое преоб­разование переменного тока, вырабатываемого генератором, в пос­тоянный. Кроме того, схема имеет в своем составе специальный переключатель S,  с помощью которого на стоянке можно перей­ти на питание от постороннего источника. Таким источником яв­ляется внешняя сеть с напряжением 220/380 В, энергия которой через трансформатор Тр может быть подана к схеме вагона. Це­пи генератора при этом отключаются.

По уровням напряжений в базовых точках эта схема ничем не отличается от предыдущей, что отражено данными табл. 3.1.